Первый, и не более того.Первый «Хэллоуин». Независимое, культовое, так сказать, детище Карпентера, оформившее слэшер как жанр и бросившее в благодатную кинопочву 70-х семя, из которого впоследствии вырос один из самых мощных и долговечных кровавых франчайзов. Тем не менее, это всё лирика, на которую я при выставлении оценки совсем не ориентировался, поскольку заслуги — заслугами, форма — формой, а смотреть всё равно приходится содержание.
Рискнув навлечь на себя праведный гнев поклонников Майерса, сразу скажу, что хотя фильм выглядит неплохо, щенячьего восторга он у меня не вызвал ни при первом, ни при последующих пересмотрах. Тут правда имеется одно серьёзное «но». По-моему, главная заслуга Карпентера в «Хэллоуине», и то, что явно отличает эту ленту от иных представителей жанра жёсткого немотивированного мочилова (в том числе и от «родных» хэллоуинских сиквелов), — так это фактор реалистичности происходящего на экране. Передача зрителю умиротворённой атмосферы заштатного Хэддонфилда режиссёру безусловно удалась. Отсюда и неторопливость повествования, общие и дальние планы, преобладающие в начале фильма, «автомобильные» съёмки — всё, что сближает зрителя с картинкой, и делает его прямым наблюдателем событий. Иначе говоря, первой (дневной) трети «Хэллоуина» можно только поаплодировать — отличный, практически «хичкоковский» саспенс.
А вот дальше — хуже, поскольку антагонист в маске Уильяма Шэтнера уж чересчур долго собирается с мыслями, что начинает сильно поднадоедать. Чего именно выжидает Майерс, угрюмо бродя где-то на заднем плане, и почему он так осторожничает, будучи, во-первых, психом, а во-вторых, «воплощением Зла»? Вообще, вопрос о хэллоуинской мотивации Майкла ставлю, что называется, ребром. Если она есть, то она непонятна. Если её нет, то должна быть адская немотивированная резня, а её тоже нет, хотя удобных моментов для неё в фильме было хоть отбавляй. В общем, вторая треть фильма действительно производит впечатление ленивого потягивания кота за хвост.
И вот уже под конец фильма Майерс всё-таки начинает «мочить», но мочит к сожалению плоховато. Скучно и незрелищно, прямо скажем, мочит. По-моему как раз в финале Карпентеру нужно было уже забыть про весь этот «реализм», спустить Майкла с тормозов и выдать на суд зрителю сумасшедшую машину-убийцу, но видимо относительно низкий бюджет этого не позволил. А жаль, ибо не харизматичен Майерс под конец фильма, хоть ты тресни. Даже в начале фильма в своей слежке он смотрелся куда более убедительным и зловещим, чем в последние полчаса. Опять же — сцена с простынёй… Зачем? К чему была эта простыня? О том, что Майерс в некотором роде юморист, нам намекнут только в 5-ой части, но это уже совсем другое кино, здесь же такие фишки выглядят очень нелепо. Ну и наконец сама концовка (вернее её фактическое отсутствие) производит впечатление какой-то обрубленности и недосказанности, мол — смотрите продолжение в следующей серии. Некрасиво это. Сдулся тут изначальный саспенс и до катарсиса не дотянул.
По актёрской игре никаких особых претензий, хотя и для Плэзенса и для Кёртис это явно не лучшие роли. Музыкальная часть неплоха, звучит минималистично, но со вкусом, да и фирменный хэллоуинский мотивчик здорово подкрашивает нужные моменты — ещё один плюс Карпентеру.
Иначе говоря, оцениваю культ «хорошим». Поставить что-то большее не могу, потому как режиссёр уж слишком сильно перегнул палку с нагнетанием напряжения в ущерб самому действию, и в итоге эта палка просто сломалась.
7 из 10