Фильм «Хэллоуин» — не простой фильм ужасов про психопата-маньяка, как может показаться на первый взгляд. Это великолепный мистический триллер. Один из лучших фильмов в истории кино вообще. Хоть фильм и считается фильмом ужасов, я отношу его скорее к триллеру с элементами ужасов. Практически любой фильм ужасов, это и есть триллер, но с более «расшириными границами» для создания страха.
В плане мистики, Джон Карпентер удачно придумал мистическую тему в фильме. Взяв за основу праздник Хэллоуин. Когда на западе, особенно в США, принято в шутку, с юмором наряжаться в оборотней, вампиров, смотреть всякие страшилки и вообще создавать «страшную» атмосферу. Но в фильме Карпентера, именно в этот день, когда все «играют со злом», появляется настоящее зло. Уже без шуток и розыгрышей…
Режиссер Джон Карпентер в своих фильмах ужасах (вообще он разноплановый режиссер, но известен он по фильмам ужасов), как правило, избегал откровенно «ужасных» сцен. А если они и были, то в меру и в нужных местах. Он никогда не ставил цель напугать зрителя просто «шокирующими» кровавыми кадрами. Тем не менее, Джона Карпентера называют «Master of horror». И это заслуженно. Он настоящий мастер саспенса и атмосферы. Он создавал потрясающую атмосферу в своих фильмах, которой проникаешься. А вместе с саспенсом держит в напряжении куда эффективнее, чем «кровавые пугалки». В этом плане, очень обидно, что в свое время не признали (спустя некоторое время после релиза, фильм обрел «вторую жизнь» и его признали) шедевр под названием «Нечто». Фильм подвергся критики за жестокость на экране. Не знаю, но ни какой особой жестокости я там не увидел. Возможно это сказалось из-за общего пессимистического настроя картины. В то время это было очень мрачное кино. Фильм о паранойе, как 12 людей, которые отрезаны от цивилизации, уже не могут доверять друг другу, как раньше. Потому что, любой из них может быть уже имитацией пришельцем из космоса.
Но вернемся к основному фильму рецензии.
«Хэллоуин» — это первый, на тот момент фильм ужасов Карпентера. И вообще, это его третий полнометражный фильм. Этот факт, еще больше придает уважения автору, ведь с первой попытки снять, один из знаковых фильмов в истории кинематографа. Здесь практически нет кровавых и тому подобных сцен. Есть мастерская атмосфера страха и тревоги.
Майкл Майерс не просто маньяк. Он — олицетворение зла вообще. Он — не человек. Образ Майерса, один из самых запоминающихся в кино — белая маска, на которой «нет эмоций», черный комбинезон, походка. Кстати Карпентер взял Ника Касла на роль Майерса именно из-за походки. Касл умел воспроизвести оригинальную походку, которую Карпентер захотел видеть у Майерса. Ник Касл друг Карпентера со времен их обучения в киношколе. Оба учились на одном курсе (режиссерском). Вместе написали сценарий к «Побегу из Нью-Йорка», который поставил Карпентер в 81 году. Как режиссер, Касл известен зрителям по комедии «Майор Пэйн» (1995). В «Хэллоуине», Касл внес весомый вклад в образ Майерса, что бы он запомнился, как один из самых страшных злодеев в кинематографе.
Именно в этом фильме сложился великолепный дуэт режиссера и оператора — Карпентер и Дин Канди. Вместе они снимут еще 4 фильма (включая «Нечто»). Канди — один из лучших операторов Голливуда. Помимо великолепных фильмов, которые он снял с Карпентером, он приложил руку к трилогии «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Смерть ей к лицу». Как видно из этого списка, у Канди есть еще один прекрасный дуэт с другим гениальным режиссером — Робертом Земекисом.
В «Хэллоуине» Канди прекрасно воплотил замысел режиссера. Канди отмечал, что Карпентер прекрасный визуальный рассказчик. А воплощать было что. Во время просмотра восхищаешься, на сколько потрясно сняты некоторые сцены.
И конечно же «Хэллоуин», это на весь мир известная музыкальная тема. Я справедливо отмечу, что это возможно самая лучшая музыкальная тема из фильмов ужасов и одна из лучших вообще. Сочинил ее сам Карпентер. К слову сказать, Карпентер практически ко всем своим фильмам писал музыку сам, что придавало его картинам особый шарм. Это было его «торговой маркой». Кстати, в «Хэллоуине», перед названием фильма, в первые появляется фирменная надпись «John Carpenter`s», что значит «фильм Джона Карпентера». Это своего рода знак качества, что зрителя ждет фильм, со всеми фишками режиссера.
Для Джейми Ли Кертис этот фильм стал первым фильмов вообще. Это ее дебют в кино. До этого она снималась в сериалах. Джейми отлично справилась со своей ролью. Она не переигрывает и играет замечательно. Интересный факт. Ее матерью является актриса Джанет Ли, которая сыграла, можно сказать в предшественнике «Хэллоуина», в «Психо» Хичкока. Помните знаменитую сцену из «Психо», где женщина кричит в душе? Это мать Джейми.
Дональд Плезенс неподражаем в роли доктора Лумиса. Карпентер поклонник таланта Плезенса и пригласил его на эту роль. Однако, Дональд не торопился принять предложение. Ну возможно, потому что, сниматься у не известного (на тот момент) режиссера и еще в «каком-то» фильме ужасов, как то сомнительно. Однако, дочь Дональда посмотрев фильм «Нападение на 13-й участок» (второй фильм режиссера), уговорила сняться у Карпентера.
Сейчас, возможно при просмотре этого фильма зрители скажут — «что-то такое подобное я уже видел(а)'. Конечно. Ведь из «Хэллоуина» много брали приемов. Сейчас, это так называемые шаблоны. Но редко кому удается создать близкое по саспенсу и вообще уровню атмосферы. А когда он вышел в далеком 1978 году, это было вообще новым в кино. Что до сих пор, спустя столько времени, фильм смотрится и выделяется.
Так что, перед нами настоящая классика мирового кинематографа.