Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий«Выходной день Ферриса Бьюлера» — такая «комедия», над которой я смеялся первые 10 минут и плевался/рыдал оставшиеся 1,5 часа. Нет, в ней действительно масса забавных моментов, но тот контекст, в котором они преподносятся, разбавляет их горечью в пропорции 10:1.
Главный герой (которого нам пытаются преподнести именно как героя во втором значении данного слова) — избалованный родителями нахальный подросток, лишенный каких-либо представлений об ответственности и откровенно паразитирующий на доверии окружающих людей. Естественно, в отличие от реальной жизни, ему все сходит с рук, как по волшебству. А тот ущерб, который он причиняет (например, разбитая машина, которая была бы цела, не возьми Феррис «a day off» или же не попытайся он подставить под удар лучшего друга) выставляется режиссером в хорошем свете ("назревшая» конфронтация Кэмерона с отцом, о котором мы вообще ничего не знаю, кроме его любви к машинам и того, что с ним обязательно нужно поговорить по душам), либо от них попросту отшучиваются (игнорирование полицией вызова сестры напоминает притчу «Мальчик, который кричал «волк»»). Финансовые вопросы при этом скромно опускаются (например, предложение Бьюлера взять вину на себя было бы чревато не каким-то жалким скандалом, а материальной ответственностью его родителей на очень крупную сумму денег, ибо если отец Кэмерона не стал бы судиться с собственным несовершеннолетним сыном, то уж порчи имущества чужим человеком не потерпел).
Все шутки фильма направлены на пособничество выходкам Бьюлера и на высмеивание главных антагонистов — злого директора (ответственного человека, который — о, ужас, страшно подумать! — считает, что дети должны учиться) и ворчливой сестры (серьезной девушки, в отличие от своего брата, вышедшей из возраста детских забав, но успешно деградировавшей назад к концу фильма). Высмеивая литературу (не могу не согласиться, что это и правда один из самых бесполезных предметов) и историю, показывая скучность и непрактичность данных дисциплин, режиссер пытается оправдать прогулы, забывая о том, что в школах преподаются и другие, более полезные дисциплины (например, биология человека или родной язык).
«Хи-хи, ха-ха, но что вырастет из человека, которые наплевательски относится ко всему, и не умеет ничего, кроме одного — лгать и манипулировать?» — эта мысль не покидала меня в течение всего фильма. При всем при том, что я порой умею отключаться и получать огромное наслаждение от «черных» комедий (я — большой поклонник качественных фильмов данного жанра), здесь мне это сделать не удалось. Те же «черные» комедии, как правило, не претендуют на мораль и на серьезность. Их героям не сопереживаешь, из них не пытаешься сделать какие-то выводы. Ты просто отключаешь мозг и громко хохочешь над всякой непотребностью. Но «Выходной день Ферриса Бьюлера» — фильм серьезный. Он снят качественно, к его съемке режиссер подошел со всей ответственностью. В нем чувствуется заложенная в него мораль, вербализованная устами Бьюлера (но при этом претворенная в экранную «жизнь» в чрезвычайно извращенном виде). Вся эта пропаганда легкомысленности не дает возможности засмеяться, а вместо этого заставляет задуматься о том, сколько же вокруг этих Феррисов Бьюлеров — лгунов, мошенников, манипуляторов. Что если врач, к которому я однажды приду, окажется таким же Феррисом Бюлером, в свое время прогуливавшем пары в университете и получившим диплом, взломав базу данных деканата и поправив оценки? Или, может, таким человеком был инженер, строивший дом, в котором я сейчас живу? Невесело все это, ох как невесело…
3 из 10