Жан-Клод Ван Дамм — герой боевиков поколения «Пепси», а также для многих мальчишек и девчонок того времени. Прежде чем увлекаться карате, он несколько лет занимался в балетной школе и тянул мениск, который однако сменил на тренажёрный зал и занятия боевыми искусствами, в которых в итоге и нашёл себя. Обладатель нескольких чемпионских титулов и владелец нескольких видов единоборств Ван Дамм обрёл большой спрос на себя в индустрии развлечений (кино считается развлечением), и хотя этот фильм не является в полной мере вехой в его кино-карьере, тем не менее зарекомендовав себя как нового крутого парня в прекрасными физическими данными и умеющим не плохо драться, обретает настоящую известность уже после его следующего фильма «Кровавый спорт», в основу которого легли реальные факты Фрэнка Дюкса — персонажа, которого сыграл ЖКВД.
В фильме «Не отступать и не сдаваться» история крутится вокруг семейства Стиллвелов, а именно отца Тома и сына Джейсона. Отец преподаёт уроки карате в арендованном здании в Лос-Анджелесе, а сын являясь фанатом и почитателем Брюса Ли занимается у него. Однажды вечером в зал приходят люди с сомнительными намерениями и разговорами, желая склонить на свою сторону отца Джейсона. Однако тот отказывается принять их предложение, после чего бандиты жестоко расправляются сначала с ними, а после и вступившегося за него сына. Эти события заставляют их переехать для поиска новой жизни в Сиэтл, где к слову находится могила самого сэнсэя Брюса Ли, однако там уже внимание недоброжелателей проковывает к себе Джейсон. Сперва толстяку претит его чрезмерная любовь к боевым искусствам, потом и ребята из местной спортивной школы начинают над ним издеваться, правда и не преднамеренно.
Поссорившись с отцом, потерявший всякую надежду и окончательно угнетённый Джейсон идёт поздней ночью к могиле покойного Брюса с просьбой, чтобы нечто дало ему силы преодолеть подкосившие его невзгоды и неприятности. Найдя заброшенный дом и уехав туда от отца со своим снаряжением страждущий Джейсон наконец находит спасение. Снизошедший дух великого мастера начинает тренировать и наставлять непутёвого отрока, и помогает открыть в нём внутреннюю силу и концентрацию. Параллельно развивающиеся события снова сведут отца и сына с неугомонной бандой, желающей прибрать всё к своим рукам, и одолеть всех кто скажет «нет». А если уж скажите, то считайте, что вам не повезло.
Кого же здесь играет Ван Дамм? А он предстаёт в лице одного из бандитов, правда, в отличие от всех он — русский! Да, представьте себе, а зовут его Иван Крашинский, от слова «крошить» вероятно. Вся компания махинаторов состоит из американских граждан, а Ван Дамм среди них русский с немного вычурным и козлиным выражением лица. Вспоминая фильм с Брюсом Ли «Путь дракона», в котором местная (Гонконгская) крим. группировка призвала к себе на помощь мастера боевых искусств из Америки коим был Чак Норрис, я позволю себе провести небольшое противопоставление, а именно: Если сравнивать меж собой две ситуации, в первую из которых поместим русского человека в Америку, в которой он будет приближённым местной грязной шайки; или вторую, в которой мы уже американца отправим в Китай, при этом совершенно не важно кем он будет в принципе (несмотря на то, что в том фильме он тоже является мастером боевых искусств, которого взяли для содействия), то отношения русского в Америке смотрелись бы куда более карикатурно нежели американца в Китае. Что поделать, но не любят нас американцы, поэтому в их фильмах мы частенько и выступаем как прямо или косвенно угрожающие мировой или иной безопасности.
Возвращаясь же обратно к фундаменту фильма главной сутью которого является преодоление себя, своей тщедушности, несобранности, и дальнейшего движения в сторону ментального уничтожения этих зол «Не отступать и не сдаваться» демонстрирует, что такое уничтожение возможно если за него как следует взяться. Правда, чтобы придти к этому вероятно придётся пройти множественные жестокие испытания, которые всё таки не смогут одержать верх над разумом и станут началом уже совершенно другой жизни. Ну а концовка фильма, демонстрирующая, что даже надменного русского бойца можно победить, если гонор и важность в нём будут брать своё.