Один из первых романтиковВсем известный на сегодняшний день режиссер-сказочник Терри Гиллиам дебютировал в давние-давние времена, а точнее в конце семидесятых, с полнометражным фильмом «Джабервоки». «Джабервоки» представляет собой малобюджетный хоррор с элементами драмы.
Средневековая Англия настолько отвратительна, что почти привлекательна. На улицах столицы королевства продают жареных крыс и репу, а стражники справляют нужду, не отходя от главных ворот дальше, чем на метр. Прекрасная златовласая принцесса, находящаяся, как ей и положено, в высокой башне, и днями и ночами вышивающая гобелен, неожиданно оказывается очень расчетливой. Она мечтает не о большой и светлой любви волоокого юноши, а о замужестве, причем будущий муж непременно должен быть королевской крови. С этими и другими несовершенствами мира сталкивается юный бондарь Деннис. Здесь Гиллиам весьма тонко прорисовывает столкновение лирического героя с закоснелым обывательским невежеством. Инвентаризатор Деннис, мечтающий наладить семейное дело и жениться на своей возлюбленной Гризельде, с самого начала терпит неудачи. За скромное желание подчинить работу упорядоченной системе Деннис жестоко наказан. Отец отвергает его, будучи уже на смертном одре. Светлоликая Гризельда встречает нареченного холодно и бесстрастно. Она растаптывает его чувства и унижает, хладнокровно кидая в сторону Денниса гнилую картофелину. Но наш романтик слеп. Он полон жажды новых свершений и оптимистичных надежд. Гнилую картофелину Деннис принимает за дар любви и отправляется в столицу на заработки, нежно прижимая овощ к самому сердцу. В наивности Денниса и заключается трагизм произведения. Трагизм, почерпнутый режиссером явно из произведений Гофмана, Гёте, Гейне.
А где-то в чаще притаился ужасный монстр Джабервоки, и Гиллиам не спешит нам его показывать. Но так ли страшен этот Джабервоки? Гиллиам понимает, что внешний вид чудовища — козырь, который следует держать в кармане до последнего, а леденящий ужас зритель испытывает от ощущения неизвестности. Вот авантюрист и искатель сокровищ схвачен порождением тьмы, но мы не видим, что происходит с героем. А несколькими секундами позже откуда-то с неба сваливается разодранный в клочья и частично обглоданный труп. Однако и на нем режиссер не заостряет внимания, и камера сразу показывает крупным планом искаженное гримасой страха лицо главного героя Денниса. Деннис заливается слезами и тоненько поскуливает. Гиллиам пользуется той самой системой координат, где в центре находится человек с его эмоциями и чувствами. Зритель сопереживает Деннису и возносит свои молитвы создателю картины. Только бы наш наивный бондарь выжил! О, спасительный смог, окутай Денниса клубами дыма, не дай чудовищу разорвать его на куски!
Терри Гиллиам искусно играет жанрами, задевая то одни, то другие струнки души наблюдающего за действом. Зритель, готовый зарыдать, уже через несколько секунд полон испуга. И только юмористическая составляющая фильма, одно из важных слагаемых, в сумме дающих успех, подкачала.