«А бы вы гады. Вы гады! Выгадывать бы рады!»Для одних творцов перестройка – это вольница, в которую можно творить далёкие от искусства вещи и пичкать ими свои произведения, для других – возможность вознести эзопов язык на новый уровень и по-прежнему говорить не в лоб, но говорить не в лоб уже об очень многом и с иной подачей. Вот таковы фильмы
Мамина. «Фонтан» – удивительная фантасмагория, но при этом всё, буквально всё в этом фильме, я уверен, могло случиться и в реальности. Даже полёт скрипача на импровизированных крыльях.
Многие в этом фильме видят сатиру на разваливавшийся во всех смыслах Союз. Но Мамин бы не был мастером, если бы сюжет строился на таком если не примитивном, то достаточно безыскусном методе. Мне представляется, что мотив картины вневременной. Я не жил в СССР. Более того, и 1988 год от меня довольно далёк. Но я смотрю «Фонтан» и узнаю много знакомых вещей, явлений. Причём не всё из этого даже выразимо словами, это что-то, как правильно заметили в одной из рецензий выше, считывается подсознательно. Ведь абсурд и странность, как мне кажется, не только комичны, но и пугающи. Пугают они тем, что подчас необъяснимы разумными словами, а то, что человек не может объяснить и понять, вызывает у него и интерес, и настороженность. И вот, оглушённый этим странным эффектом – воздействием юмора и вздора – ты замираешь перед, в общем, обычной картинкой – жизнью типичной советской многоэтажки, в которой, помимо прочего, рискует рухнуть крыша.
История на первый взгляд и впрямь банальна – будничность, текущие проблемы. Крыша ведь не в одночасье стала разрушаться (как уместны здесь оказались транспаранты с лозунгами партии). Да и фонтан во дворе не вдруг забил. Что уж там, перила – и те проволочкой подвязаны, чтоб не рухнуть в пролёт ненароком. Да вот всё потом, завтра, когда-нибудь сделаем. Пока гром не грянет, петух не клюнет или тесть не перекроет кран и не запрётся в подвале.
Финальная сцена почище пляски опричников из «Ивана Грозного» будет.
Самое занятное – при всём том, что в картине есть главные герои, показа одной их истории было бы крайне недостаточно для того, чтобы фильм состоялся. Поэтому нам показывают таких самородков, как цветочник (шутка ли, в ленинградской квартире зимой выращивать несколько сотен тюльпанов!), наследница поэта Петрищева с его дивными стихами (фрагментом можете полюбоваться в названии рецензии), вдохновенный дельтапланерист, ну и, конечно, работники ЖЭКа, чиновники, карикатурные и несуразные. Всё это, как бы пошло ни прозвучало, портрет эпохи, которая, на самом деле, ушла от нас не так далеко. Некоторые глубинные вещи, дух и атмосфера остаются довольно долго, просто закрашиваются событиями новой реальности.
«Фонтан», наверное, не лучший фильм Мамина, но одно точно – с ним он весьма ярко ворвался в отечественный кинематограф и внёс в него милую безуминку, где неочевидный, местами чёрный юмор призван показать, как ни странно, ту самую загадочную русскую душу. Но точнее всего режиссёр это покажет в другом своём фильме.
9 из 10