Все философы педики! (с)Смотрим перемонтированную версию скандального фильма 'Необратимость' 2002г, вышедшую недавно в прокат. Насколько история поменяла смысл в новой интерпретации?
Интеллектуально не самая сложная вещь из просмотренных мною за неделю. Однако, по восприятию одна из самых непростых. Те, кто ищет лёгкого развлечения или чего-то привычного и цивилизованного, вероятно, не досмотрят фильм до конца.
'Необратимость' 2002г — французский драматический триллер режиссёра Гаспара Ноэ. Его второй полнометражный фильм, ставший одним из самых запоминающихся картин десятилетия. В оригинале история состоит из тринадцати эпизодов различной длины, смонтированных в обратном хронологическом порядке. Мы начинаем просмтор с финальной сцены и постепенно сматываем клубок.
'Необратимость. Полная инверсия' 2020г -перемонтированная в хронологическом порядке версия оригинала, самим режиссёром. В ней присутствуют те же сильные стороны (или слабые стороны для кого как), что и в фильме 2002 года, а именно погружение в глубины человеческой души и попытка понять, что заставляет человека совершать худшее. В основном это связано с тем, что в истории ничего кроме хронологии не изменилось... или почти ничего.
По классике в начале рецензии/отзыва к этому фильму авторы пишут предупреждение о том, что фильм содержит жестокие сцены насилия и чувствительным людям лучше бы воздержаться от просмотра. Всё так. Не зря на первом скандальном показе 2002г в Каннах большая часть зрителей покинула зал, не досмотрев фильм и до середины, а несколько человек упало в обморок. Но на мой взгляд подобные предупреждения, многочисленные рецензии о шокирующем опыте, последовавшие после премьеры и контент, поглощаемый в последние два десятилетия современным зрителем, послужили своего рода анестетиком. И все же, даже при повторном просмотре сцены насилия вызывают отторжение. Имейте в виду. Кстати, фильм включён в список запрещённых к распространению в некоторых странах.
По словам Гаспара Ноэ, ему плевать на реакцию зрителя. Он утверждает, что никогда не думает об аудитории, когда снимает фильм. В центре внимания всегда находится собственное удовольствие.
Действие картины разворачивается в течение одного дня в Париже. После того, как на молодую женщину зверски нападают в переходе, ее приятели — не в силах сдержать гнев, решаются отомстить.
Фильм 2002 года был историей Маркуса и Пьера, приятелей влюбленных в одну женщину. Первая половина фильма — беспорядочные метания двоих друзей по городу в поисках насильника, и лишь потом потом мы узнаем, за кого они мстят. Вся вторая половина — попытка оправдать безумие Маркуса его любовью к Алекс. К финалу мы понимаем: знать будущее было бы не благословением, а проклятием.
В новом фильме происходит смещение. Это уже история женщины - Алекс, ее парней, ее неотразимости, ее надежд и история абьюза. Насилие начинается почти сразу, просто в какой-то момент оно становится невыносимым.
«Полная инверсия» показывает, что от рая до ада нас отделяет только несчастливая цепь случайностей и наших собственных слабостей. Все постепенно становится хуже, а потом становится непоправимо хуже. В этом плане новая версия выглядит ещё более мрачной.
На главные роли Ноэ искал влюбленную пару. Ею стали Венсан Кассель и Моника Беллуччи, состоявшие на тот момент в браке. У Ноэ был только трехстраничный черновик перед съемками фильма, так что все диалоги были импровизацией.
Гаспар Ноэ выступил также одним из операторов фильма. Зачастую, в фильмах мы не обращаем внимание на операторскую работу, на то, как видим героев, но не заметить особенность взгляда в фильмах Ноэ просто невозможно: камера то и дело перемещается то над персонажами, показывая их сверху, то медленно двигается вдоль них, детально изучая каждую часть тела и кажется, даже участвует в избиении. Режиссер рассказывал, что употреблял кокаин во время съемок сцен в Rectum, потому что он так устал от работы с камерой. Когда он закончил и кайф прошел, он не мог двигать руками до конца дня.
Ноэ всегда признаёт, что визуальная составляющая его фильмов неотрывна от сюжета и над ней он работает также долго и кропотливо, как над самой съёмкой. Как результат во многих случаях персонажи кажутся второстепенными по сравнению с тем, как рассказывается их история.
Что касается саундтрека. Музыку к фильму написал Бангальтер (французский диджей, композитор) Помимо этого в картине звучат Бетховен и Малер.
Для меня оригинал 2002 года представляет больший интерес. По словам режиссёра, в результате перемонтажа Необратимость стала страшнее. Да, но в тоже время история стала проще и от того более реальней. Нас больше не ждёт финал, снятый в теплых тонах, допускающий, что весь увиденный ужас лишь кошмарный сон Алекс, страшная фантазия её подсознания навязанная инстинктами и желаниями. Кроме того, несколько сгладился эффект шока, который обрушивался на зрителя с первых минут в ранней версии. В Полной Инверсии нас словно предупреждают и постепенно готовят к чему-то жуткому.
Готовы рискнуть?
Если вы не знакомы с этой картиной, но решитесь посмотреть, рекомендую начать, все таки, с оригинальной версии 2002 года. А затем, при желании, быть может через год другой, подойти ко второму фильму. (Сам режиссер советует смотреть оба фильма разом. Но это явно перебор)
У тех же, кто уже видел оригинал и он не вызвал отвращение, есть возможность увидеть в кино историю необратимости под другим углом.
P.S.: Из последнего интервью Режиссёра:
Издание:
- Ваши герои часто заняты поиском своего пути. Многие из них постоянно ищут откровения: в наркотиках, в любви, в агрессии или в опасности. И никак не могут успокоиться. Это корректное их описание, как вам кажется?
Ноэ:
- Да. Это также корректное описание всех моих друзей! Вы сейчас дали словесный портрет всех моих любимых друзей, неудачников в поисках смысла