Травматический опытФорма
Режиссёр фильма Гаспар Ноэ использует все возможные технические средства для создания в нужный момент у зрителя ощущения максимального дискомфорта: круговращение камеры, нагнетающий тревогу низкочастотный гул, агрессивный красный цвет, мрачность кадра, перевёрнутые красно-белые буквы в титрах, да и сами титры сползают набок. Помимо формы, само содержание видеоряда способствует нагнетанию напряжения и отвращения: перверсии, содомия, трансвеститы, онанизм, жестокость, предельный накал страстей. Эпатажная «Необратимость» потрясает психику до самых её оснований.
Нельзя не отдать должного смелости и бескомпромиссности режиссёра - если и стоит показывать такие ужасные события, то делать это можно только так, чтобы это вызывало неподдельный ужас. Зритель должен не только разумом понимать, что показываемое событие ненормально, но и прочувствовать на себе всю его патологичность. В эпизоде в подземном переходе протянутая прямо к зрителю рука Алекс (Моника Беллуччи) ломает четвёртую стену и создает впечатление просьбы о помощи направленной к тому, кто сейчас по ту сторону экрана и никак не может повлиять на необратимость. Такой приём создаёт максимальную вовлечённость и вместе с тем передаёт концептуальную мысль о том, что мы не в состоянии изменять предопределённые события.
Содержание
Что режиссёр имел сказать зрителю посредством такого фильма? Гаспар Ноэ постулирует несколько тезисов:
- Недостаточность одного рационального. Пьер (Альбер Дюпонтель) бывший парень Алекс. Пьер строго рационален и лишён спонтанной витальности. Голая рациональность не уравновешенная импульсивностью желания не способна в полной мере проживать жизнь. Как говорит ему Алекс: «невозможно объяснять все».
- Неудержимость животного в человеке. Маркус (Венсан Кассель) нынешний муж Алекс. Латинские корни его имени восходят к римскому богу войны Марсу. Открытость спонтанным импульсам желания делает его обаятельным, искренним и привлекательным. Но с другой стороны его импульсивность переходит в неконтролируемость и деструктивность. Слепое следование инстинкту приводит к разрушению и войне. Маркус олицетворяет собою иррациональное начало в человеке.
- Неотвратимость встречи с вытесняемым. Зрителю предстоит встреча с персонажем, который олицетворяет собой вытесняемое в бессознательное всё самое разрушительное и извращённое, что есть в человеческой психике. Но так как нельзя до конца избавиться от нежелательного содержания психической жизни, так каждого человека ожидает такая встреча где-то в подземных закоулках бессознательного.
- Неизменность событий будущего в той же степени что и событий прошлого. В фильме демонстрируется и цитируется книга Джона Данна «Эксперимент со временем». Согласно идеям Данна, прошлое, настоящее и будущее одновременно уже присутствуют в универсальной реальности. Эта концепция и послужила вдохновением для Ноэ в создании Необратимости. Всё что было, есть и будет – всё это уже есть в вечности, а человек только пробегает своим сознанием уже записанную книгу жизни. Прошлое доступно в воспоминаниях, настоящее в моменте здесь-и-сейчас, а будущее проявляет себя в вещих снах.
- Время разрушает всё. В индуизме есть ужасающая богиня Кали, персонифицирующая в себе разрушительный и созидательный аспекты полноты времени. Но чтобы перейти в вечность, сначала нужно отказаться от человеческой формы и природы. Всё что переменчиво и непостоянно подлежит физическому уничтожению. Процесс расставания с телом и эго жесток и ужасен. Но такая жертва необходима для вечности. Если рассматривать в таком ключе события фильма, то он полностью меняет смысл – становится символическим жертвоприношением физического ради вознесения духовного в вечность.
Если сравнивать с первой версией фильма, то хотя последняя и более легка для восприятия ввиду линейности хронологии, но всё же изначальная версия лучше. Необратимость 2002 года доставляет больше дискомфорта и напряжения, так как сразу забрасывает зрителя в ад «Прямой кишки» и использует обратный порядок хронологии, что больше соответствует концепции фильма. Также важно, что фильм 2002 года начинается в аду, а заканчивается вознесением в светлое небо, таким образом, представляя восходящее движение.
В Необратимости несомненно влияние детерминизма и сериализма (философии времени) Джона Данна, психоанализа и восточной философии. Фильм провоцирует зрителя пережить травматичный опыт встречи с вытесняемым в бессознательное. Понимать его можно на разных уровнях символичности, но в любом случае этот опыт будет шокирующим.
Зачем смотреть?
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы он закончился. Или чтобы пережить безопасный травматический опыт. Или для встречи с вытесняемым – визуализация и вербализация которого способствуют высвобождению психической энергии и эмоциональной разрядке, что в свою очередь оказывает позитивный терапевтический эффект. Просмотру обязательно будут сопутствовать сильные переживания и эмоции, а в результате достигается цель любого истинно драматического произведения – катарсис. Именно ради того чтобы пережить катарсис и стоит смотреть такой фильм.
«Необратимость» Гаспара Ноэ вряд ли захочется пересматривать во второй раз, но и единственный просмотр этого эпатажного кино оставит у любого зрителя незабываемые впечатления.
10 из 10