Правда, которую хочется забыть, но нужно помнитьВчера сходил на кино в один из местных кинотеатров. С творчеством режиссера Сергея Щеглова я был знаком и ранее по фильмам 'Турист' и сериалу 'Ленинград 46', поэтому был очень рад, что именно он взял на себя такую важную и ответственную роль - донести всю трагичность событий 2014 года тем, кто с ними знаком только по заголовкам газет.
Та откровенность, с которой авторы фильма подошли к его подаче, и пугает, и радует одновременно. Пугает, потому что показанное - правда. Радует, потому что в этот раз правду показали, как есть, без лишней пропаганды. Не каждый зритель, идя в кино, хочет настолько глубокого погружения, так как даже самых смелых этот фильм может довести до слез или холодного пота даже с учетом того, что в фильме не показано еще очень многое. Основной фокус сделан на подборке и демонстрации каких-то ключевых событий. В центре картины показаны истории людей, которые находились по обе стороны конфликта. Авторы попытались донести зрителю через диалоги мысли и убеждения людей, которые шли воевать от каждой из сторон, и, на мой взгляд, у них это получилось. Мне, как непосредственному участнику тех событий, смотреть было тяжело, потому что постоянно по ходу просмотра всплывали воспоминания тех лет. С первых же минут в фильме начались отсылки к реальным событиям того времени, о которых мне приходилось слышать или участвовать самому. В 2014 году я жил в Донецке. И мои первые личные ощущения от объявления 'АТО' Турчиновым полностью совпали с цитатой одного из героев фильма: 'Неужели нас будут бомбить?'. На тот момент я не мог представить и поверить, что армия будет стрелять из тяжелого вооружения по городу с населением более 1 миллиона человек. Но правда оказалась хуже ожиданий. И как сказал один из главных героев: 'На войне страшно не что ранят или убьют. Ранят – будет больно, но пройдёт. Убьют – не успеешь понять. По-настоящему страшно становится тогда, когда убивают других, а ты ничего не можешь с этим сделать'.
Есть за что и поругать фильм: прежде всего, это недостаточное внимание к деталям. Баррикады как возле луганской ОГА воссозданы достаточно примитивно. На деле же баррикады были построены гораздо более грамотно. Каких-то реальных подробностей мне в этом фильме не хватило для полноты создаваемой картины, но совсем не понятно, а пропустила бы такое цензура. Не показано циничное и мерзкое вранье про взорвавшийся кондиционер, которое сразу же подхватили украинские СМИ после обстрела ОГА боевой авиацией. Не совсем правдоподобно смотрится сцена с третьим по очереди самолётом, который шел на посадку. Его могли бы попробовать достать с зенитки, но сделать этого даже и не пытались. Не показаны детские площадки возле ОГА, где играли дети. Да, и потрёпанный российский флаг - художественный вымысел.
Это фильм, который рассчитан, прежде всего, на взрослую мужскую аудиторию, которая не боится сцен жестокости. Если ты не из робкого десятка, то, как говорит Дмитрий Юрьевич: 'Бери надежных комрадов, иди в кино!'.
Это сложная авторская работа, которая однозначно заслуживает самых высоких оценок. Это один из лучших российских фильмов последнего времени.