Кровавый «Солнцепёк»Браться за экранизацию событий современной истории – дело трудное. Это только кажется, что с развитием современных технологий недостатка в информации о каком-либо явлении не будет, однако добрая половина из имеющихся данных напрочь противоречит настоящему ходу вещей. Именно поэтому для режиссера, который взялся за такой трудоемкий проект, крайне важно отделить зерна от плевел и показать зрителю реальную историю, не потеряв при этом в художественности и драматургии. Смог ли справиться с этой задачей Михаил Вассербаум в своем новом фильме «Солнцепёк»?
Сложно описать конкретно все, что происходит в фильме, потому что тогда спойлеров не избежать. Поэтому копну в суть.
Итак, нам представили историю о реальных событиях гражданского конфликта на юго-востоке Украины. Я, как и многие, знаю о нем из новостных сводок, однако, как мы понимаем из фильма, не о всех ужасах той весны 2014 года нам рассказывали журналисты. И пережить те события смогли не многие.
В «Солнцепёке» показана самая страшная фаза украинского конфликта – когда точка невозврата осталась позади, и мир в одночасье разрушился с первой каплей мирной крови, которую впитала в себя земля. И Вассербаум не новичок в создании антуража вооруженных конфликтов. В свое время он принимал участие в съемках культового сериала «Спецназ», поэтому имеет представление, как при минимальных спецэффектах создать напряжение в кадре.
Надо признать, бляшку «18+» фильм полностью оправдывает. Сразу было понятно, что это не очередная ванильная военная драма, а чуть ли не экранизация того, что мы могли увидеть в новостях или интернете. Только воспринимается как-то по-особенному. Вероятно, из-за того, что в качестве консультантов были непосредственные очевидцы тех событий. Людские рассказы вызывают куда больше эмоций, чем новостные сводки. И тут создатели не обманули, заявив, что фильм будет на реальных событиях.
Правда, в плане картинки не обошлось и без минусов. Например, удивило отсутствие фантазии у постановщиков, которые не могли найти несколько точек для съемок обстрела ВСУ мирных городов. Экспозиция явно подкачала. Такое ощущение, что военные ведут огонь из одного куста. Тоже самое можно сказать и про съемку погони, да и вообще про кадры, где что-то едет по дороге. По одно и той же дороге. Туда – обратно. Возможно, в этом есть некий символизм, но его уловить не суждено никому. Это расстроило.
Как и у многих картин, призванных перенести зрителя в обстановку страшных реалий прошлого, в основу «Солнцепёка» легла история одной простой семьи. Этот приём практически никогда не дает осечек, потому что человеку проще сначала почувствовать трагедию маленького мира, а потом перенести её на более глобальные вещи. Однако Михаил Вассербаум и сценарист Владимир Измайлов решили пойти дальше и создали целую серию персонажей, за судьбой которых крайне интересно наблюдать.
Собственно, сценарий - одно из главных достоинств фильма. Все герои разные, все – со своими убеждениями и мыслями. Но их объединило одно – неминуемость встречи с тем самым «ветром перемен». Судьба у них, как и все в этой жизни, не идет по шаблону.
Хороший сценарий дополнила и актерская игра. С кастом создатели «Солнцепёка» не прогадали, ведь на экране свои таланты показывает целая плеяда заслуженных артистов России. Те же Алексей Кравченко, Максим Дахненко и Владимир Ильин вдохнули в своих персонажей жизнь, дали им эмоции и, несмотря на небольшое экранное время, заставили меня, черствого калача, растрогаться. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Ставлю двойку за попытку изобразить американский акцент. Ну прямо совсем мимо.
Однако центральное место в картине все же занимает судьба простой семьи Новожиловых. Отец семейства Влад, которого играет Александр Бухаров, еще в конце 80-х годов узнал, что такое смерть и растерзанные тела. Только вот чего он не ожидал, так это того, что ужасы Афганистана, где он служил, повторятся и у него дома. Именно на плечи Новожилова Михаил Вассербаум возложил тяжкую ношу – принимать решения, от которого зависят судьбы других. У меня сложилось впечатление, что остальные персонажи фильма как бы плывут по реке безысходности, а вот Влад может что-то изменить, по крайней мере, в жизни своей семьи. Только вот может ли?
«Солнцепёк» - это тот фильм, на который надо настроиться. С хорошим настроением его точно лучше не смотреть, а вот с желанием узнать об этих событиях немного больше и прочувствовать их – зайдет на «ура».
8 из 10