Блеск и нищета столичных кулуаровДрама девушки, зарабатывающей на жизнь удовлетворением мужчин – тема всегда востребованная в искусстве и оттого весьма изученная. Хрупкая жизнь проститутки волновала как классиков мировой литературы, так и великих режиссеров двадцатого века. Мы видели множество ярких персонажей и сюжетов, в том или ином свете рассказывающих о тяжелой доли женщин, жизнь которых напрямую зависит от милосердия сутенёра, довольной улыбки клиента и количества проведенных в чужих квартирах часов в диапазоне от Достоевского до 'Таксиста'. Удивить зрителя в этом плане сложно, тем более интересно, какой взгляд нам предлагает амбициозный Борис Акопов, для которого «Кэт» стала второй работой в карьере. Проводя Катю через калейдоскоп мужчин различной степени омерзительности, режиссер достаточно предсказуемо подчеркивает материнскую самоотверженность героини, но в какой-то момент фон повествования становится чуть ли не отдельным лейтмотивом фильма, рассказывающим скорее о состоянии общества в современной России, чем об условиях жизни отдельно взятой эскортницы.
Большим плюсом стало то, что фильм снят с огоньком. Динамичный темп задается с первых кадров, чего только стоит заставка, появляющаяся под фонк! Съемка чаще ведется с применением ручной камеры, подчеркивающей торопливость и нервозность героини. В сюжете много действия, мы постоянно перемещаемся из одной локации в другую: рестораны, отели, вечеринки и квартиры меняются буквально каждые десять минут, отчего растерянность и подавленное состояние Кэт, которую как в водовороте разбрасывает по Москве, можно почувствовать почти физически. На уровне чувств работает и резкий контраст тёмных кадров ночной жизни и очередного разбитого утра, когда безжалостный и отрезвляющий бледный свет в очередной раз будит героиню в незнакомом помещении. В таких условиях понимаешь и обжигающий цинизм Кэт, и её смертельную усталость, при этом удивляешься, сколько силы и терпения может в себе обнаружить хрупкая на вид девушка.
Детально воссоздавая будничные сцены жизни столичной богемы, Борис Акопов неизбежно подводит к выводам о плачевном состоянии нравов, царящих в элитах российского общества. Хотя самой по себе гнетущей атмосферы большинства мест встречи с клиентами и характеров самих клиентов уже достаточно, чтобы оценить глубину духовного упадка, режиссер вводит и обличающий тост обобщенного «слуги народа» в кулуарах Большого театра, и несанкционированную акцию протеста, и грустный юмор следователей. Разумеется, путешествие эскортницы неизбежно пролегает по подобным тёмным дорожкам, но здесь акценты расставлены так убедительно, что «Кэт», как и полагается хорошему фильму, приобретает второе дно, при этом все равно оставаясь фильмом о личной драме, о чем недвусмысленно намекает открытый финал истории.
Единственное, что слегка режет глаз при просмотре, это игра актёров. Она не сказать, что плохая, но и не выдающаяся. Начинающая актриса Анастасия Кувшинова отыгрывает роль Кати достаточно убедительно, но местами её героиня выдает эмоции либо более наигранно, либо более натужно, чем того требует сюжет. Большинство второстепенных персонажей не портят, но и не украшают кадр актёрскими талантами. Единственным идеальным попаданием в роль мне показался Дмитрий Карташов, играющий сутенёра Алика, сумевший передать противоречивый характер человека, которому нужно одновременно и заботиться о благополучии своих девочек, и эксплуатировать, зарабатывать на них деньги, подчинять своей воле.
В итоге от просмотра подобных фильмов становится и радостно, и грустно. Радостно, поскольку у нас действительно умеют снимать нескучное, трогательное и попросту качественное авторское кино. Грустно оттого, что такое авторское кино пользуется невысоким спросом. Тем не менее, «Кэт» – это как раз тот случай, когда творческий подход к съемке и оригинальный сюжет не делают фильм несмотрибельным для массовой аудитории, а как раз наоборот, выгодно преподносят его эмоциональную глубину зрителю.
8 из 10