'Среди нас есть предатели. Я говорю не о тех из вас, кто выступил против лидеров своих партий. Я говорю о тех из вас, кто поддерживал свою партию. Но предал конечный результат - правильность, истину, концепцию воплощения американской мечты в реальность.'В нынешнюю нашу бытность тотальной политкорректности, борьбы за равноправие и против сексизма такой фильм как 'Претендент' был бы кандидатом на всевозможные награды. Ведь в центре сюжета лежит политическое противостояние на самых высших уровнях, где кандидату-мужчине, получившему после одного события очень высокие рейтинги и поддержку во всех слоях, оппонирует кандидат-женщина, неожиданно получившая поддержку со стороны Президента.
Данная ситуация показана нам как нечто выходящее за рамки принятых правил, которые, правда, не введены ни в какие своды, но эта тенденция поддерживается ещё со времён зарождения политического устройства в США. И вот, как пел в небезызвестной песне Виктор Цой, 'мы хотим перемен!'. Понятное дело, что сейчас бы такой фильм как 'Претендент' буквально бы сорвал овации со стороны социума, рьяно поддерживающего общественные реформы. Но в 2000-ом году такой фильм был несколько выходящим за рамки. Правда, режиссёра и сценариста 'Претендента' Рода Лури можно теперь назвать 'Жюлем Верном' от жанра политической драмы, ведь он впервые почуял ветер скоро начинающихся перемен социального устройства и взглядов на жизнь.
Вообще Род Лури из категории постановщиков и сценаристов, которые подвязываются на одном узко специализированном направлении. Лури явно заботят политические инсинуации, поэтому он старательно обходит мэйнстрим, стараясь снимать своё кино на животрепещущие темы. По сути, Род Лури может стать примером того, как люди ещё до глобальных изменений в социальных взглядах, уже боролись за чистоту нравов и борьбу с мужским превосходством во всех сферах, а то, что он ещё и взял область политики делает его чуть ли не провидцем и заклятым борцом с устаревшей системой.
Но отойдём уже от косвенных веяний, идущих от 'Претендента' и перейдём непосредственно к эмоциональному фону, который он, собственно, создаёт при просмотре. Лури и оператор ленты Денис Мэлони избрали подход съёмки 'трясущейся' камерой, чтобы добавить реализма постановке. Хотя до конца довести замысел им не удалось, но, думаю, что особо они и не старались, ведь это не биографическая картина, а лента с серьёзным сюжетом, рассчитанным на то, что зритель воспримет 'Претендента' как импульс для новой и правильной жизненной позиции. К тому же превосходный актёрский ансамбль (Джефф Бриджес, Джоан Аллен, Гари Олдман, Кристиан Слэйтер, Сэм Эллиотт и ряд других менее знаменитых, но не менее узнаваемых актёров) не позволяет нам верить в то, что данный фильм представляет из себя нечто схожее на псевдодокументальность.
Джефф Бриджес, как и всегда, удивительно хорош и досконально убедителен в своей роли Президента США Джексона Эванса. Если честно, то когда смотришь на героя Бриджеса, но осознаёшь, что только такой человек может быть достойным поста номер один в государстве и счастье того государства, у которого у руля стоит такой политик. Номинации на 'Оскар', 'Золотой глобус' и 'Премию гильдии актёров' абсолютно заслужены и обоснованы. Как и номинации на этих же наградах у Джоан Аллен, сыгравшей кандидата-женщину на высокий пост вице-президента, которую старательно пытаются очернить, обвиняя чуть ли не в проституции. Она противостоит нападкам, но делает это и с изяществом, и с мужеством, и с хладнокровием, пользуясь своими жизненными принципами. Её выступление перед собранием - это прекрасное отображение эпистолярного жанра сценариста, а такое воодушевлённое и искреннее выражение мысли сценариста - настоящее и чистое подтверждение профессионализма Джоан Аллен.
Гари Олдман такое чувство, что даже во сне может играть не самых приятных персонажей. В 'Претенденте' он буквально заставил ненавидеть своего героя Шелдона Раньона, который выступил с откровенной агрессией в сторону кандидатуры Лэйн Хэнсон, сыгранной Аллен. Он копался в грязном белье, вынес это всё на всеобщее обсуждение, топтал и издевался над практически беззащитной женщиной, но, в конце концов, зло должно быть наказано. С другой же стороны всем понятно, что Шелдон Раньон руководствовался своими принципами и взглядами, стоит ли его винить в столь неприглядных поступках? А если бы он оказался прав в своём недоверии? В общем, тут каждый может судить сам по поводу Раньона. Кристиан Слэйтер хорош также и отлично играет, ведь это было ещё до его резкого падения с актёрского олимпа.
Оставляют приятное впечатление своей игрой актёры второго плана, среди которых Сэм Эллиотт, Уилльям Петерсен, Сол Рубинек, Филип Бэйкер Холл, Майк Биндер, Мэриел Хемингуэй. И все они не чураются того, что находятся как бы на подыгрыше, они великолепно справляются с поставленным задачами. Таким образом, они показывают, что актёры вспомогательного плана крайне необходимы, а если считать себя профессионалом, то и эту работу надо выполнять вовсю, а не думать о том, что это недостойное предложение, которым можно пренебречь, как и своим исполнением на съёмочной площадке. Так что кроме политико-социального контекста фильма следует отметить и прекрасную актёрскую работу, причём всем без исключения задействованных исполнителей. На такой ансамбль смотреть - сплошная отрада. И за них без тени сомнения повышаю среднуюю субъективную оценку на один балл и выходит:
8 из 10