Белый дом, стеклянный потолок и женщина сверхуСправедливость высказывания о том, что всё новое — это хорошо забытое старое в современной политике наилучшим образом соотносится с событиями в США, уже давно сделавшими историю своей марионеткой. Для тех, кто успел подзабыть или не застал суть Уотергейта, ею был преподнесён ещё более изощрённый «Сноуденгейт», а самый громкий сексуальный скандал в истории Белого дома спустя два десятилетия в руках циничного Дональда Трампа превратился в весомый и состоятельный аргумент разоблачения политических оппонентов по президентским выборам. Бывший американский кинокритик Род Лури в актуальной картине «Претендент» на заре нового века тоже обращается к успевшему обрасти бородой вопросу о гендерном неравенстве на высших уровнях власти в стране и предлагает собственный сценарий на эту тему.
Незадолго до выборов нового вице-президента США один из главных кандидатов от Демократической партии, губернатор Вирджинии Джек Хэтэуэй (Уильям Петерсен) становится участником трагического инцидента с гибелью человека. Опасаясь неблагоприятного развития ситуации, президент Джексон Эванс (Джефф Бриджес) ищет ему замену и представляет нового претендента — сенатора Лэйн Хенсон (Джоан Ален), бывшего оппозиционера действующей партии. К несчастью для неё, председателем юридической комиссии, предваряющей инвеституру, т. е. официальное утверждение кандидата в должности, является конгрессмен-республиканец Шелдон Раньон (неузнаваемый Гари Олдман), в прошлом — противник президента Эванса по президентским выборам. Всеми возможными способами он пытается помешать Хенсон добиться желаемого и выкопать побольше грязи из её прошлого. С помощью анонимных информаторов он получает сведения о компрометирующем Хенсон факте её биографии, а также серию фотографий предполагаемого инцидента, о чём незамедлительно сообщает общественности.
Род Лури выстраивает жёсткую и провокационную платформу для потенциально высоких морально-этических стандартов и максимально чистой избирательной системы, основываясь на праве общественности знать нравственный облик тех, кого избирают на руководящие должности. Вроде бы, очевидно, что с этой точки зрения шансов стать первой в истории США женщиной, получившей должность вице-президента, у Лэйн совсем немного. К тому же, она сама отказывается от любых комментариев на тему обвинений, тем самым оставляя вопрос об их правомерности открытым. Всё дело в том, что и у Рода Лури нет готового ответа на заявленный им вопрос. Он не призывает соотечественников принимать или одобрять людей, идущих в политику при отсутствии праведной сексуальной репутации, но отчётливо намекает на необходимость разрушения стеклянных потолков в масштабе государственной власти. Лэйн, хоть и осознаёт себя шахматной фигурой в руках двух людей — президента, давшего ей шанс и конгрессмена, пытающегося отнять его, придерживается чисто этической позиции о разделении частной и публичной жизни во всех сферах. Ситуация выглядит ещё более неопределённой, если учесть, что у такого человека, как президент США, всегда имеется туз в рукаве, о котором не знают даже враги.
Захватывающая интрига «Претендента», созданная без распространённых для подобных тем клише, сохраняет себя до самого финала, который может показаться неожиданным и противоречащим ранее заявленным темам. Режиссёр поглядывает в сторону либеральной перспективы частной жизни женщин-политиков, но границы между двумя подходами остаются нечётким. Фактически, Лури не оставляет зрителям ни единого шанса усомниться в нравственной чистоте Лэйн, которая из неидеального претендента на высокую должность к концу фильма превращается чуть ли не в ангела на фоне дъявольской бездуховности её оппонента Шэлдона. При том, что сама героиня не стремится скрывать свои небезопасные взгляды на мир, недвусмысленно заявляя Конгрессу о своём атеистическом подходе к вопросам веры, что для американского политика отнюдь не является достойным подтверждением его значимости. Или по собственной воле упоминает о голосовании в пользу импичмента президента Клинтона, что в сложившейся ситуации вряд ли возможно воспринимать без сарказма. Несмотря на эти моменты, с Лури трудно не согласиться в том, что в новейшей истории США приход женщины к президентской власти уже не кажется случайностью. Ближайшие выборы — тому доказательство.