«Страсти по Матвею»: новый «Герой нашего времени»?Идя на предпремьерный показ, я решил не ожидать от картины ничего — просто смотреть. Во-первых, потому что слышал, что кому-то эта картина уже успела не понравиться, мол, затронула вопросы церкви; во-вторых, потому что кто-то уже назвал этот фильм проповедью, однако, оценив одну недавнюю по-настоящему сильную проповедь от режиссёра Романа Михайлова — «Наследие», занять такую точку зрения заранее не рискнул (и правильно сделал), ибо, как понял позднее, мнение о фильме в итоге сильно бы испортилось.
А теперь ближе к теме и (по возможности) без спойлеров: в чём же аллюзия к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова — и не громковато ли заявление? Про степень громкости заявления судить вам, и уж точно не сейчас — «большое видится на расстояньи»; а вот параллели объясню, но сначала, чтобы не быть голословным, пройдусь по сюжету и замыслу, конечно же, — лермонтовского романа, кем-то когда-то прочитанного (или непрочитанного) в школе — и там же, в школе, успешно забытого:
Григорий Печорин, представляющий «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии», оказывается «лишним человеком», отчуждённым от официальной России. Он красив, умён, талантлив, но из-за своей «двойственности» не может реализовать себя (хуже всего то, что все от него только страдают, во всём сюжете романа Печорин лишь в новелле «Фаталист» совершает героический поступок) и поэтому композиционно как бы «заточается» Лермонтовым в крепость, в которой мы встречаем героя — в ней же мы с ним прощаемся (автор ломает фабульную последовательность изложения именно ради этого — чтобы закольцевать композицию своего романа). Противоположностью же Печорина — лучшим представителем тогдашней России — является Максим Максимыч. Он твёрд в убеждениях, рассудителен, добр. Но что про него писать? — напиши Лермонтов про Максима Максимыча, и роман был бы крайне скучен. Но то XIX век.
В XXI же веке, где царит свобода выбора, свобода отношений, креатив и полёт мысли, молодым режиссёром Сергеем Ильиным неожиданно нащупывается острая проблема по-настоящему несчастных людей, но раскрывается и решается она не через трагедию или глубокую драму — а через комедию. Да ещё и с попыткой (удачной) пройти в такой жанр, деликатно вплетая религиозный контекст.
По сюжету алтарник Матвей оказывается между двух огней: волей отца и своим чувством к молодой и дерзкой художнице Агате, которая однако увязла в проблемах, не может их решить в моменте, она одинока вопреки кажущейся своей успешности.
Тусовка Агаты (как выясняется — вовсе не её, а Роберта) — будто собирательный образ представителей современного общества, в котором есть инфантильные эгоисты (Роберт), опустошенные, одинокие и заблудившиеся (Агата), безликие, но привлекательные (Кир); амбициозные и добрые «нестереотипные» (Саша). Они плохие или хорошие? Рассуждать категориями «хорошо» и «плохо» здесь неуместно совсем — все они, вышеперечисленные, просто есть. Эти характеры существуют в мире картины почти безоценочно, формируя многослойность фона.
Алтарник же Матвей, потомок представителей духовенства, в этом мире становится как бы романтическим героем, пытается вырваться из косности канона, одновременно оставаясь в нём (на самом же деле проблема не в древности устоев — а в людях и их отношении (отец Матвея), что может навести зрителя во время просмотра на ложную мысль о возможном финале картины, мол, вырвется герой — и начнёт свою яркую и отвязную лучшую жизнь. Нет, фильм не об этом.
Коснувшись многообразия реального мира, Матвей осознаёт истинное значение слов о любви из послания апостола Павла к коринфянам. И уже через это осознание открывает путь к счастью другим персонажам с неидеальными судьбой и характером — даже тем, кто вроде бы должен и так справиться (герой, сыгранный Тимофеем Трибунцевым).
Сам же главный герой остаётся в церкви — но Ильин «заточает» своего героя в храме не потому, что тот «лишний», а наоборот — потому что «нужный». Матвей нужен своей приверженностью канонам и правильностью — но не напускными, а искренними, — ради истинной любви, которая может осчастливить простых, неидеальных и таких разных людей современности.
В итоге получается удивительно лёгкая картина на стыке комедии и драмы — про любовь. Но не про любовь-страдание и муки (вразрез привычному восприятию христианских постулатов), а про всеобъемлющую и — жизнеутверждающую любовь, которая призывает прощать, сострадать, думать о ближнем; которая помогает смириться и жить. Главный же герой — алтарник Матвей — не говорит о пороках поколения, потому что он сам — представитель этого поколения, а распространяет идею любви и принятия людей такими, какие они есть, становясь лучшим представителем сегодняшней России.
Фильм Сергея Ильина — отличная картина для массового зрителя: она интересна, понятна — и полезна, что далеко не часто можно сказать про ленты широкого проката.
10 из 10