One way ticketМиф о путешествии героя по Джозефу Кемпбеллу лежит в основе пособий по сценарному искусству. Дом, призыв судьбы, сомнение, решение, путь, трудности, волшебный помощник, противник, выход. Часто на этой схеме сделаны фантастические фильмы в более или менее утрированном виде. Но что, если в реальной человеческой практике бывают такие истории? Ответ на этот вопрос дает итальянский режиссер Маттео Гарроне.
Я не смотрел его предыдущие работы. У меня не было убеждения в его таланте рассказчика. В фильме «Я капитан» не видно новаторской режиссуры, смелых драматургических решений. Все сделано классично, четко, в лучших традициях большого голливудского кино. Но от этого не менее плохо или скупо. Ведь форма изложения в таких фильмах уходит немного на второй план, так как события, в которых оказываются герои сами по себе захватывающие, удивительные, запихивают ком в горло. Двое сенегальских парней мечтают оказаться в Европе, по ходу дела попадают в рабство, получают травмы, изнемогают от жажды, ломаются и встают. Пример человеческой стойкости, иногда безрассудства, но веры в предназначение может перебороть любую внешнюю непогоду. Любовь к семье, к ближнему, к своему делу заставляет этих ребят проходить немыслимые трудности, о которых нам и не снилось, пока мы сидим и смотрим эту картину в уютном кинотеатре после смены в тёплом офисе.
Африканский сеттинг редко видит искушенный европейский буржуа, а зря. Дело в этом фильме не в столь нравоучительной банальной патетике о колониализме, а в том, чтобы попытаться уравнять людей, как таковых. Где бы ты ни был, преграды в виде токсичных родителей или опасных маршрутов существуют во множестве стран. Цвет кожи не определяет силу и доблесть человека, а лишь его намерения. Так что данное кино – пример удивительно универсальной истории поиска лучшей жизни, а еще добротная и качественная история взросления, веры и спасения.