'Я капитан' - итальянская Одиссея о двух мигрантах из Сенегала, которые проходят дантевский ад ради призрачной мечтыМаттео Гарроне лучше всех в Италии умеет рассказывать о жизни обездоленных. Он обессмертил имя радикальной 'Гоморрой', поэтому представить в его фильмографии что-то подобное 'Я капитану' можно не особо прищуриваясь.
Да и последние эксперименты вроде 'Пиноккио' с Бениньи вышли на порядок хуже, хотя и в меру мрачными. В этом фильме, который Италия предсказуемо отправила на 'Оскар', сошлись две главные константы в творческой парадигме Гарроне - убивающая человеческий дух нищета и возвышающая его череда страданий.
Главные герои 'Я капитан' - два сенегальских подростка Муса и Сейду. Они выживают в условиях дакарских трущоб, на важные мероприятия надевают контрафактные футболки 'Барсы' и 'Реала', а по ночам мечтают о таинственной Италии, куда непременно нужно попасть. Тайком от родителей Муса и Сейду подрабатывают в порту, чтобы скопить на путь в Европу, наивно по-подростковому не подозревая, сколько кошмаров им предстоит пережить.
Гарроне как будто идет с камерой вслед за парнями. Вместе с ними проходит сквозь лживых пророков, безнадежные битвы со стихией и человеческими возможностями. Мали, Нигер, Ливия, волны Средиземного моря и вот, наконец-то, берега Сицилии - 'Я капитан' чередует локации, обнажает новые опасности, но не меняет главную задачу - выжить любой ценой.
Ужас задумки Гарроне в том, что для сюжета фильма он использовал реальные рассказы мигрантов и газетные хроники. На главные роли он взял непрофессиональных актеров, прекрасно знающих, что такое жизнь в сенегальском гетто. И кажется, что здесь 'Я капитан' обязан быть чересчур реалистичным. Но этого не происходит. Вместо него режиссер предлагает другой реализм, магический, но магический по-африкански.
Всю дорогу в парадиз Мусе и Сейду мерещатся внеземные силы. Вековой завет с душами предков через метафору шаманских камланий защищает подростков и обещает, что они дойдут до цели живыми. Гарроне периодически напоминает нам об этом, вставляя то эпизод с летящей женщиной, то телепортации в пространстве, то внезапные спасения в безнадежных ситуациях. Душа Африки не как она есть, а как ее видят из Италии. Соблазнительно, но местами искусственно.
При всех ужасах этого адского променада и приключенческой основе нарратива 'Я капитан' теряется в жанрах, играя то в 'Миллионера из трущоб', то в любой фильм Аличе Рорвахер, то в стандартную мигрантскую драму братьев Дарденн. Для кого-то это станет очевидным плюсом, а кто-то сочтет за рыхлость всей истории. Правы будут оба
Как итог, 'Я капитан' - сильнейшее высказывание о силе единиц и слабости тысяч. Святости во стремлении и порочности в безразличии. Гарроне снова открыто говорит итальянскому (а шире и всему западному) обществу - не смотрите на того, кто ниже вас, с предубеждением. Лучше достаньте картонку, сядьте рядом с ним и послушайте его историю. А потом расскажите ее. Хотя бы друзьям, хотя бы тихо