В дни, когда в нашей стране очередная небезызвестная аббревиатура стала обозначать какое-то мифическое «экстремистское движение», писать отзыв на этот фильм не то что неловко, но как-то необычно, что ли. Почему-то кажется, что ты пишешь о параллельной реальности. А так ведь теперь и есть, хотя был у нас и
«Зимний путь», относительно недавно квир-тематика прозвучала в
«Купе №6» и
«Аутло», но принципиальная разница как раз в том, что «КБКС» – не то чтобы рядовой, но нормальный для заморского зрителя фильм, а наши – мало того, что эпизодны (в том смысле, что редки), так ещё и резонансу жуткого навели.
Но отбросим грустное. Нам всем не хватает сказок. А это кино – сказочно, и в этом нет ничего плохого. Сотни и тысячи роликов, фанфиков, коллажей говорят о вселенской любви к этим двум молодым красивым парням. И речей о чём-то противоестественном, пошлом, отвратительном звучит не так много. В конце концов, романтический флёр очень многое растушёвывает, создавая приятную мягкость пастельных тонов, в которой оттенки исчезают, а нюансы – скорее огрех рисовальщика, чем художественный приём. Потому простим создателям некоторый избыток сладких красок.
Вместе с тем фильм, конечно, больше подходит для англоязычных зрителей. И дело не только в необычной для нас любовной линии, но и в различиях британской и американской культур, которые проявляются в мелочах: характерах и поступках героев, словах, отношении к жизни. Даже политические игры – и те нашему зрителю не всегда будут понятны. Конечно, приметы новой этики здесь тоже налицо.
Однако главная сюжетная нить, конечно, не оставит равнодушной никого. Итак, начинается всё с ненависти, или с её имитации, с недоразумения, которое превратило взаимную заинтересованность в антипатию. «По мере смены освещенья и лес меняет колорит», и наши герои начинают сближаться. Но на светлом (не зимнем, правда) пути любви стоят высокое положение каждого из них,
publicity и вот те самые мелочи. Уж если «торто-скандал» так взбудоражил общественность, что уж говорить о... В конце концов, у одного из них не выдерживают нервы, и он переходит на стадию избегания, где оба понимают, что черта пройдена, дальше – или вместе, или никак. Хотя финал картины такой строгий итог не даёт, и правильно. Сказка ложь, да в ней намёк. Погадайте, добры молодцы, авось потешите собственные мечтания. Слово «сказка», конечно, не может служить оправданию беспомощности финала. Но иной раз лучше оставить всё так, чем влеплять, как пощёчину, отказ в прикосновении к идеалу (когда всё предшествующее было восхождением к нему), либо, напротив, давать ложную надежду на ещё более сладкое (и оттого – несбыточное) будущее.
Когда приходит любовь, не всегда, пожалуй, стоит задумываться о таких вторичных вещах, как пол (предвижу возмущения). И та будничность, с которой американцы снимают фильмы на подобную тематику, с одной стороны конфузит, с другой – подтверждает сказанное: любовь пола не имеет. Я не возьмусь рассуждать о том, норма это или нет, правильно-неправильно, достойно-неприлично и прочие дихотомии тут раскладывать. Фильм-то, кстати, не об этом. А о том, что «несказанное, синее, нежное» накрыть может и кесаря, и слесаря. И социальный статус здесь уже ни при чём.
Отечественного зрителя в значительной его массе «КБКС» не порадовал из-за «ненормальной» темы. Хотя оценки фильму скорее внушают оптимизм. Хочется надеяться, что полумрак, в котором мы друг друга обнаружили, не перейдёт в полную тьму, но что когда-нибудь забрезжит огонёк, и мы будем добрее, спокойнее относиться к тому, что нам видится инаким, в конце концов – мы будем внимательнее к чужим чувствам и эмоциям.
«Времени этому не миновать прийти, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу. Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время» (Л.Н. Толстой).
7 из 10