Какие дочки лучше — старые или новые?Сериал «Папины дочки» — это культурный код для детей двухтысячных годов, он неразрывно связан с детством. Первая серия сериала вышла в 2007 году, когда жанр ситкома стал актуален в России, на тот момент их снимали много, но ни один не мог похвастаться сочетанием семейной душевности и забавности подобных фильмов, который были у «Папиных дочек». Его можно назвать наиболее сформированным с точки зрения жанра ситкома: у персонажей понятные амплуа и концепция.
Закончился сериал в 2013 году, причем заканчивался он уже достаточно посредственно: сценаристы, как могли выжимали из пальца сюжеты, шутки не были смешными, пропала та душевность, которая так привлекала в сериале. Он даже не дошел до своего логического завершения – оборвался без окончания основных сюжетных линий.
Спустя десять лет, в 2023 году, сериал решили перезапустить. Причем уточнили, что это не продолжение, а отдельная история, но это не помогает закрыть глаза на очевидные минусы. Основная сюжетная линия вновь строится вокруг ухода матери из семьи: на этот раз уже сбегает Даша от Веника и дочерей. В версии 2013 года не объяснялся уход мамы, зрители погружались сразу в повседневную жизнь девочек с папой. В новом сезоне сценаристы решили, что сюжет нужно начать разворачивать последовательно: Даша сбегает в годовщину свадьбы, прислав письмо, в котором сообщает, что семейная жизнь – не ее, она запуталась и уходит. Возникает вопрос, почему потребовалось столько лет и четыре дочери, чтобы понять, что семья – это не твое? Далее, со слов девочек, выясняется, что папа ушел из семьи гораздо раньше мамы. Можно назвать это неким переосмыслением предыдущего опыта, в этот раз сценаристы решили взять актуальную проблему – номинальное присутствие отца в семье, при котором весь быт ложится на женщину, и неплохо смогли раскрыть ее в рамках ситкома: Веник не знает ничего о своей собственной квартире, более того, и о своих дочерях ему тоже мало известно. Попытка сценаристов попасть в современные реалии семейной жизни является неоспоримым плюсом. Однако затронуть не значит хорошо раскрыть, к этой серьезной и важной теме больше не возвращались.
Итак, Даша оставляет Веника и четырех дочерей. Если с первым зрители уже давно знакомы, то дочки вызывают большой интерес. Главная проблема новых папиных дочек, по моему мнению, в том, что в их характерах не так легко разглядеть клишированность. В условиях ситкома должны быть определенные роли: зубрила, королева школы и тп. Эти клише были и в старой версии сериала: Маша – красавица и кокетка, Даша – шутница и неформалка, Женя – спортсменка и пацанка, Галина Сергеевна – отличница и мозг, Пуговка – малышка, выступающая резонером во многих сериях. Соблюдалась эта типизация не только в характерах, но и в одежде персонажей, в их увлечениях и многом другом. В случае с Галиной Сергеевной клише выдержано до последнего – даже взрослые зовут ее исключительно по имени и отчеству. Эти типажи сестер и позволяли создавать комичные ситуации, подчеркивали их непохожесть друг на друга, от того еще сильнее чувствовалась их сплоченность в нужные моменты. В новой версии характеры неоднозначны. У Сони, Дианы, Лизы и Арины никак не обозначить типаж. Если же и есть ярко выступающие черты, то они вызывают вопросы, например, нездоровая зацикленность Дианы на деньгах, Лиза умная, но не настолько, чтобы это было смешно, Соня – красивая и кокетливая, но это не главные ее характеристики, как было с Машей. Есть ощущение, что сценаристы в попытках актуализировать насущные темы через персонажей девочек заигрались, из-за чего легкий комедийный сериал перестал быть таковым. Характеры усложнились, а увлечения Лизы экологией, Дианы бизнесом в большинстве случаев только усложняют, не добавляя никакого юмора.
Обратная ситуация произошла со «старыми» папиными дочками в сериале: к полноценным ролям вернулись Елизавета Арзамасова – Галина Сергеевна, и Мирослава Карпович – Маша. В их случае сценаристы решили не просто оставить их типажи, а усилить их до абсурда, что особенно заметно на фоне неоднозначных характеров других. Машу не просто оставили кокеткой, а сделали ее глупой и совершенно несмышлёной. Ко всему прочему ее детскую наивность и ветреность, которые были в подростковом возрасте, превратили в манипуляции над ее ухажерами, которых она меняет как перчатки. Все совершенно забыли, что в конце старой версии сериала Маша больше всех сестёр мечтала о большой любви и семейном счастье, которые ускользали от нее, в новой версии ее снова вернули к ее версии из первых серий – глупая девушка, которая пытается сбежать на дискотеку. Теперь же пределом ее мечтаний является богатый муж. Действительно есть моменты, когда ее глупость милая и комичная, но в большинстве случаев она вызывает грусть, потому что в старой версии Маша – старшая сестра, которая любила свою семью, была доброй, всегда готова была помочь. Некоторая грусть связана и с персонажем Галины Сергеевны, в старом сериале ее линия обрывается на предложении от австрийского принца, в которого она влюблена, в новом об этом нет ни слова, она одинока и всю себя посвящает работе. Да, зрителей предупреждали, что это не продолжение старого сериала, но проигнорировать развязку такого важного момента, как любовная линия с австрийским принцем, — это странно. В новой версии Галину Сергеевну решили тоже вернуть к характеру старых сезонов: умная и успешная девушка, которая удивляет своими знаниями. Ей даже «вернули» Полежайкина, только теперь это Борис, но суть осталась той же: недалекий мужчина с самыми приземленными интересами – рыбалкой и алкоголем. Снова тот же сюжет: Галина Сергеевна – успешный и известный юрист, и Борис – грузчик. В случае этих персонажей действительно сохранили все клише и даже переборщили с ними, хотя этого в большей степени требовали новые дочки, Галину Сергеевну и Машу можно было раскрыть глубже, а не упрощать до такого уровня.
Конечно, есть и явные плюсы: возвращение старых актеров к своим ролям – персонажи Тамары, Сергея Алексеевича, Василия Федотова или же «аллигатора» и бабушки, игра которых и правда вызывала улыбку.
Сериал возобновили, чтобы вернуть ту светлую часть детства, с которой он ассоциировался. Но есть то, что невозможно повторить, не из-за их невероятной гениальности, а потому что в тот момент было то самое время и то самое место для комедии «Папины дочки». Тогда собрался замечательный актерский состав, сценаристы создали прекрасных персонажей и сюжетные линии. К сожалению, этого не получилось в новых «Папиных дочках».