Не все то золото, что блеститПо мнению некоторой части кинозрителей, авантюрное кино про брутальных мужчин в джинсах и на лошадях, гоняющихся, непременно, за деньгами на фоне выжженной солнцем земли – прерогатива, преимущественно, западного, особенного, американского кино. Но отдельные характеристики вестернов, такие как бодрые красавцы в седлах, лихие перестрелки и дух приключений, вполне переносимы на какую угодно почву, и, более того, такие эксперименты, даже сформировавшие некогда отдельный жанр истерна, вполне реализуемы. Впрочем, в российском современном кино на слуху подобного не было давненько, так что выбор этого жанра для претендующего на определенный зрительский интерес фильма, определенно, был сопряжен с риском. Однако, нельзя не признать, что сама по себе идея снять именно истерн на фоне красот Хабаровского края далеко не безнадежна, а конечный результат в случае своей успешности мог претендовать на культовый статус. Но увы, далеко не все сложилось идеально.
Как правило, кино, даже преследующее развлекательные, легкомысленные цели, стремится завести со своим зрителем диалог, что-то до него донести, пусть даже это будет поверхностная чушь или пафосная глупость, или, напротив, спорная новаторская идея. Вступая в подобный разговор, создатели «Золота Умальты», вероятно, не вполне понимали, что именно они хотят сказать, поскольку его центральная мысль противоречива и непоследовательна. Фильм предсказуемо и вполне бесспорно осуждает жажду наживы, однако, не одобряет он и волей-неволей противопоставляемую указанному любовь, поскольку представляет ее, во-первых, губительным, сжигающим дотла чувством, вне зависимости от того, материнская она или страстно-порочная, а во-вторых, в нее не слишком верит, показывая запутавшихся в ней героев не заслуживающими ни малейшего доверия людьми. Таким образом, картина не поддерживает любые сильные эмоции и чувства, цинично не допускает существования чего-то хорошего-доброго-вечного и настоящего, но что же тогда по душе ее авторам?.. Можно предположить, что основное соображение картины состоит в том, что для выживания лучше не отсвечивать и тихо делать свое дело, но «Золото» не вполне согласно и с этим, если принять во внимание судьбу воплощающих подобную жизненную философию актеров. Путь к жизни и счастью здесь исключительно случаен, связан только с везением, а не выбором определенной стратегии поведения. Едва ли все изложенное может быть чем-то иным, чем отсутствием какой-либо идеи в принципе.
Выбор для открывающей картину сцены предложенной точки отсчета кажется верным, она задает необходимый согласно правилам жанра темп и создает ожидание приключения. Однако, из-за многочисленных и, чаще всего, имеющих весьма отдаленное отношение к делу, отступлений, очень медленно складывающихся воедино, картина не удерживает необходимую динамику, превращаясь на своем первом часу в достаточно скучное и неуместно драматичное зрелище. Вдобавок, предложенная фильмом интрига выглядит слишком приземленной, и оттого не особенно захватывающей, к тому же, противоречащей ожиданиям от ленты со столь звучным названием, как «Золото Умальты». Гипотетически, участие в картине коренных народов могло бы способствовать проявлению ее мистической составляющей, в частности, с учетом периодических монологов об элементах их культуры, однако, живущие в лесах племена все равно что русские индейцы, что проговаривается неоднократно и прямо, а действительная их роль в сюжете весьма незначительна.
Едва ли решение перенести действие фильма в 1916-1917 годы могло быть случайным, однако, особенности этих лет имели на развивающиеся на экране события только косвенное и чисто техническое влияние; несложно представить подобный сюжет когда угодно еще. Возможно, причина в характерной эпохе перемен вседозволенности и анархии, порождающих авантюристов и лихих людей, но подобное толкование все же кажется преувеличением. Тем не менее, отчасти, подтверждая эту теорию, «Золото Умальты» предлагает в качестве команды одного из оппонентов весьма пестрый сброд, который в иные года вместе мог и не собраться. Впрочем, индивидуальность каждого из бандитов остается изложенной лишь в сцене-визитке, что заставляет задаваться вопросом о ее уместности, если персонажам уготована роль, в лучшем случае, статистов.
Важной проблемой картины является качество реализации противостояния основных персонажей. Нормальное приключенческое кино про обаятельных и безбашенных людей должно демонстрировать их ловкость, хитрость, ум. У них не может не быть многоэтапного плана, в выполнении которого и состояла бы «соль» картины. Технически, план у героя Артема Ткаченко был, но в процессе его исполнения герой оказался где-то за кадром, что не позволило увидеть его в деле, восхититься его преимуществами, возмутиться его недостатками. В конечном итоге, все основное произошло слишком быстро, стремительно, неакцентированно, особенно, на фоне медленной и растянутой на многие минуты предыстории. Возможно, стоило идти традиционным путем с поиском таинственного золота разными искателями приключений, с битвой за сердце прекрасной, но вероломной женщины – легкомысленно, но весело и динамично, что точно лучше необоснованных претензий на глубину и пафос.
То, что картина снята во славу и ради рекламы Хабаровского края, не скрывается и даже подчеркивается, что само по себе не плохо, не хорошо. Однако, в «Золоте Умальты» нет никакой краевой индивидуальности, даже несмотря на навязчивое участие коренных его жителей, а по-настоящему красивых видов необычной природы – всего пара кадров. Снег, лес, реки – все это универсальное и не узнаваемое, город Хабаровск тоже какой-то усредненный, без попыток сделать акценты на возможных достопримечательностях. Если и была цель вплести в сюжет Хабаровский край, сделать его своеобразным героем фильма, она не достигнута.
Единственным бесспорным преимуществом, помимо, собственно, смелости в выборе жанра, я бы назвала актерский состав, особенно, Артема Ткаченко – едва ли кто-то подошел бы лучше на роль отчаянного авантюриста, нежели он, и жаль, что экранного времени для ключевого персонажа не так уж много. Александр Самойленко в роли его противника – противоречиво, возможно, стоило поискать кого-то не монументального, а столь же отвязного – было бы азартнее. А вот Софья Эрнст – неплохо, но слишком серьезно для подобного кино.
Честно говоря, «Золото Умальты» казалось чем-то необычным и потому привлекательным, даже вызывающим, а оказалось посредственным. Проблемы сюжета, недостаточность динамики не способна компенсировать хорошая актерская игра и несколько красивых картинок. Думаю, ошибка создателей была в слишком бытовом подходе к картине приключенческого жанра. Могло быть гораздо лучше.