Призраки прошлогоАзиатские страны по праву считаются мастерами в создании хорроров, поэтому нет ничего удивительного в том, что новый корейский фильм «Раскопанная могила» (как звучит его название в оригинале) стал одним из самых успешных у себя на родине. Однако, вопреки заявленному российским прокатчиком жанру, термин «хоррор» здесь не вполне уместен. Конечно, в «Зове могилы» достаточно неприятных сцен, мрачного ожидания чего-то дурного и его воплощения, но по своей стилистике этот фильм все-таки мистический триллер, поскольку интригующего в нем больше, чем пугающего.
Построение основного конфликта вокруг раскапывания могилы, да еще и весьма древней, подразумевает, что тематикой фильма не могут не быть некие взаимоотношения человека с прошлым, причем человек рассматривается картиной в тесной и неразрывной связи с его родом и его историей, но никак не сам по себе. В таком контексте допустимо было бы предположить, что заглавное проклятие не может зародиться просто так, следовательно, избавлением от него гипотетически могла бы быть только оплата когда-то возникшего морального долга. Но «Зов могилы» не склонен рассказывать легенду во всех подробностях, в нем нет ни слова о пострадавших или их потомках, он также не оценивает нравственный облик проклятых. Более того, искомое избавление предполагается исключительно за счет проведения некоего ритуала, а не отрефлексированных и осмысленных действий. Таким образом, проклятие в этом фильме – не более чем любопытная финтифлюшка, не несущая особого смысла и необходимая лишь для привлечения внимания.
Образ проклятия в «Зове могилы» можно сравнить с неприятной, но не смертельной хронической болезнью, избавиться от которой было бы хорошо и даже возможно, но совсем не обязательно. В обычной ситуации одобряемой моделью поведения является решение проблемы целиком, доведение дела до финальной точки, но «Зов могилы» транслирует несколько иную мораль. С учетом последствий действий главных героев, а также факта вполне благополучной жизни ряда проклятых представителей рода до основных событий, лента демонстрирует, что, возможно, центральный вопрос – вовсе не жизни и смерти – решать вовсе не стоило. Нет ничего более постоянного, чем временное, работает – не трогай, не влезай – убьет: все это составляет главную и весьма необычную идею этой картины, по-настоящему ценным в которой является только предложение заранее сопоставить вероятные выгоды и возможные риски, что реализуемо даже в таком мистическом деле, если верить нескольким эпизодам фильма со всякими нехорошими предчувствиями.
Тем не менее, в каком-то смысле тема прошлого в фильме затронута, вернее, тема воспоминаний о былом. Люди так устроены, что неприятный опыт, события, травмирующие происшествия они стремятся вытеснить из памяти, перевернуть страницу, начать с чистого листа. В этом нет ничего дурного, поскольку это механизм самосохранения, выживания, защиты собственной психики. Однако, полностью забывать плохое нельзя: люди в чем-то схожи с дрессируемыми животными, каждое нежелательное действие которых наказывается, и они перестают их совершать. Темные страницы истории как отдельных людей, так и целых народов выполняют ту же воспитательную роль, и воспоминания нужны, чтобы они никогда не повторились. События этого фильма, в значительной степени, приобрели столь трагический характер ввиду нежелания одной из героинь вспоминать; последние минуты фильма демонстрируют ту же модель поведения, что, в свою очередь, показывает и природу человека, и то, что люди в глобальном смысле не меняются, следовательно, вновь и вновь будут совершать одни и те же ошибки.
«Зов могилы» отличает довольно изобретательный сюжет, постепенно загадывающий зрителю все новые и новые загадки, тесно связанные с культурой и историей Кореи. Хотя они весьма интересны, трудно избавиться от ощущения некоторого недопонимания контекста, что несколько смазывает общее впечатление. Кроме того, несмотря на то, что фильм старается рассказать, откуда что пошло, когда зародилось, какой силой обладает, ответы его весьма поверхностны, поскольку не содержат ключевых и самых ожидаемых элементов: почему зло появилось, зачем оно именно здесь, ради чего прилагать такие усилия. Без разъяснения этих вопросов остальное выглядит лишь оболочкой внутренней пустоты, что оставляет ощущение некоторой неудовлетворенности картиной. Это довольно обидно, поскольку фильм достойно оформлен со стилистической и звуковой точки зрения, его чисто художественные составляющие вполне способны сгустить атмосферу до необходимого уровня, а его герои достаточно умны, чтобы не раздражать своими поступками в большинстве эпизодов.
Не могу однозначно сказать, понравился ли мне фильм. С одной стороны, он интригует каждую минуту, грамотно закручивает спираль истории, не допускает пауз и провисаний. Но с другой, раскручивает ее как-то не до конца. Кроме того, транслируемые им идеи довольно неоднозначные, вызывающие противоречивые чувства. Сам «Зов могилы» оставляет впечатление некоторой поверхностности, несмотря на все его многочисленные составляющие. Наконец, конечно, не стоило фильм переименовывать (да, это камень в огород нашего прокатчика) – это определенно «Раскопанная могила», а не ее «Зов».