Во втором своём полнометражном фильме Жан-Жан Бенекс, прародитель французского необарокко и один из святой троицы «синема дю лук», конечно, хватил лиха. Через пару-тройку лет в «Бетти Блю» он одумается и найдёт баланс оставшийся после «Дивы» и «Луны», но пока, в самой «Луне» он, подобно главному герою, погонится за миражом и в итоге не поймает ничего.
Жерар, в исполнении уже пресловутого в последнее время Депардье, весь вечер (фильм исключительно о рабочих, оканавленных кварталах города и исключительно о темноте, пронизанной фонарями) будет искать. В основном — убийцу своей сестры, зачастую — себя, иногда — собственную любовь. Будет презирать и подозревать друзей-собутыльников, уходить от своей простодушной девушки и искать страстную особу, возжелавшую с ним поиграться. Бенекс мечется со своим главным героев, и в итоге не находит ничего, возвращаясь в точку своего отсчёта, буквально принимая всё произошедшее за миф, пробившийся к нему сквозь дымку сна.
Отсюда в это слишком тяжело поверить. Автор гонится за красотой, за романтизацией всего видимого и невидимого, отчего, вместо шедевра и произведения филигранного искусства, о которой он составил уже воображаемое представление, остаётся лишь наигранный, но безусловно красивый пшик. У него не получается вывернуть этот фильм даже до уровня партнёра по направлению Леоса Каракса, который также хватил лишку с «Любовниками с нового моста». Бенекс не отставил после себя никакой истории и никаких чувств, иначе — материальной базе, посмотрев на всё будто через калейдоскоп. Изящество стало излишней ношей — Сезар художнику заслуженный, но и его — слишком много. Бенекс как будто говорит голосом Матроскина — «А я ещё и вышивать умею». С вероятной степенью — красиво, но кому нужны узоры поверх узоров, уже расположенных поверх узоров?
«Луна» здесь будто бы топ-модель — то одной стороной повернётся, то другой, стараясь найти лучший ракурс. А зачем нужен ракурс, если невозможно почувствовать героя, также щеголяющего будто по подиуму? Оттого у ленты и был холодный приём — можно повосторгаться и пообсуждать атмосферу и краски ночной жизни, покрутить символы, которые неприкаянно мелькают из кадра в кадр, и, вполне возможно, получить от этого удовольствие. Но ощущение общей претенциозности от этого галерей украшателей никуда не исчезнет.
23.3.2019