Бледная копияФильм похож на старательный ученический чертеж, который схематично пытается передать строение архитектурного шедевра. Из фильма с ученой немецкой добросовестностью выпотрошена вся душа романа и все то темное нерациональное, что пытался выговорить Музиль. Сюжет передан достаточно добросовестно, но тупо. Тупо, потому что главный сюжетный каркас - Терлесс пытается стать писателем и ухватить сложнейшую еще непосильную для него суть творческого процесса, вырван почти полностью, а без него повествование лишается смысла.
Вместо этого Терлесс выглядит этаким странным малым, который в конце то ли свихнулся, то ли чуть не свихнулся, но все же стал на путь истинный и сохранил достоинство. Но все-таки книжка не про то, как сохранить моральную целостность в нечеловеческих условиях. Все-таки это не 'Листопад' Иоселиани. Популярная интерпретиция гласит, что в Терлессе Музиль напророчил тоталитаризм (в частности фашизм). Следовать этой интепретации, в независмости от ее верности, после того как тоталитаризм уже случился достаточно глупо. Нет никакого смысла повторять пророчество. Ведь пророчество говорит о еще не случившемся, а не повторяет.
Готовность с которой Базини поддается на издевательства, отдает себя в руки подонкам, испытывая тайное мазохисткое удовольствие, сам являясь по сути таким же подонком, несомненно уловлена Музилем, как грядущее социальное явление, суть которого в том, что мелкие подонки и мазохисты пойдут вслед за чокнутыми садистами. Однако, в этой интерпретации совершенно теряется важнейший факт, что Базини отдается и в руки Терлессу. Точнее в его мысль. Обычный маленький человек, вверяет себя во власть разных сил - политико-эротических(Райтинг), религиозно-манипулятивных(Байнеберг) и эстетически-психологических(Терлесс). Находясь на дистанции зарождающегося эстетического Терлесс созерцает треугольник, в котором объект его познания, его персонаж находится во власти иных сил. С помощью ситуации этого мрачного треугольника Терлесс в конце концов пытается схватить и описать себя и главные по его мнению неиследованные еще области человеческого. Темные, нерациональные. Треугольник провоцирует ощущение и робкие неудачные попытки воплощения Терлесом этих смутных сил. Об этом роман. По сути один из главнейших гениальнейших романов за всю историю литературы. О чем фильм я затрудняюсь сказать. Плюс фильма в том, что несмотря на крайнюю упрощенность и упорную умственную отсталость кинематографа, сохранился некий сухой абрис великого романа. Авторам, хотя бы хватило ума не напихать в фильм собственных сюжетных линий и фантазий, как это частенько бывает в кино и театре.