Экзистенциальная притча от Витторио де СикаКак точны были де Сика и Дзавантини (равно как и несколько других соавторов) при написании сценария. Они по сути, полностью подтвердили размышления о субъективном экзистенциализме Сартра, просто визуализировав их. На фоне совершенно простой истории нам показывают глубокое философское размышление об удовлетворенности, со всеми напрашивающимися социальными выводами. Добавив стилистику Капры в привычную рутину итальянского неореализма у них получилась совершенно неожиданная феерия. Такое заурядное для тех лет кино о бедняках неожиданно перешло в добрую сказку. Только представьте — бедняков выселяют из их городка, а тут фея дарит главному герою — волшебного голубя. Все проблемы теперь будут решены. Любое желание может быть исполнено. Наш герой добр и с радостью помогает всем своим друзьям. Но обратите внимания на желания. Кто-то хочет стать выше, кто-то богаче, кто-то сменить цвет кожи, кто-то сапоги… Системно, несмотря на чудодейственное вмешательство, все остаются в бедняках. Тут бы завершить все трагической закорючкой, но не тут-то было. Сцена на Соборной площади показывает, что в прямом смысле слова беднякам уготовано Царствие небесное. Каков масштаб замысла, какая смелость воплощения! Полет мальчика на велосипеде вместе с инопланетянином на фоне Луны из известного фильма Спилберга покажется лишь жалким подражанием. А какой выдалась нервной и эффектной пробежка с голубкой за удаляющимся героем. Иллюзионизм, да и только.
Однако, вывод тут один напрашивается — человек сам ответственен за собственную жизнь и несет только сам всю полноту ответственности за все происходящее в ней. В противном случае, дорогие мои, ждите голубок и чудесных фей. Думаю, что де Сика снимал кино именно об этом. И, кстати, снимал вероятно очень экономно. Одна большая финальная сцена в центре Милана уравновешивается скучными пейзажами лагеря бедняков, напоминающего палаточный городок. Замечательное кино заставляющее размышлять на самые острые социальные проблемы современности, равно как и наслаждаться милой и непосредственной сказочной историей. Браво! Кстати, самая первая сцена показалась мне неимоверно трогательной и совершенной: улыбающаяся женщина находит младенца в капусте. Есть что-то в образе улыбающегося младенца относящее нас к ценностям Нагорной проповеди.
9 из 10