Истоки отечественного кинематографа.Стенька Разин предтечи Российского кинематографа, ставший первым шагом в новом виде искусства, у неопытных мечтателей получился не уверенно статичным. Картина о прославленном народом атамане и обворожительной невесте княжне, вступая на национальную почву, дает начало эре русского кинематографа.
Группа энтузиастов во главе с Владимиром Ромашковым воссоздали для первых зрителей популярную песню «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны…» Дмитрия Садовникова сделав своеобразное первое кинематографическое караоке. Завлекая этим первого зрителя в синематограф на сеанс первого в стране игрового фильма.
По нынешним меркам благодаря чрезмерной жестикуляции массовки и шаблонного для кинематографа начала XX века театрального переигрывания фильм смотрится чересчур наигранно.
Александр Дранков и Василий Гончаров собственно забыв о сценарии, очевидно, сделали ставку на своеобразный масштаб кинокартины, добавив чрезмерное количество массовки в кадр. В результате Понизовая вольница больше похожа на оживший фотоснимок знаменитых полотен Сурикова.
Не последнюю роль в этом сыграл опыт фотографа у Александра Дранкова, из-за чего возникает ощущение неподвижности камеры, некоторой статичности происходящего.
В двадцать первом веке имея под рукой массивную кино индустрию с технологиями захвата движения способную создавать реалистичные визуальные эффекты человек начал утрачивать способность, чувствовать магию иллюзии обмана черно-белого кино.
Понизовую вольницу надлежит рассматривать как ретроспективу созданную энтузиастами, любителями, не имевшими опыта в создании кино.
Первые шаги кинематографа в России сложно критиковать, выискивая в них недостатки обусловленные неопытностью создателей самоучек.