Перед нами предстает своеобразная авторская оценка двадцатого века с его многочисленными вооруженными конфликтами, войнами и подобного рода столкновениями. Однако это не привычный зрителю антивоенный памфлет. Нет, Джармен действует менее навязчиво; перед нами скорее скорбный плач дитя беспокойного времени.
Несмотря на кажущийся довольно компактным хронометраж, на зрителя выливается внушительный поток аудиовизуальной информации. Причем информация эта, можно с уверенностью утверждать, не представлена в готовом виде. Создатели не дают готовых ответов, привычных рядовому зрителю схем и кодов для расшифровки. В качестве такового можно рассматривать разве только заглавие искомого кинопроизведения — «Военный реквием».
Думаю, не погрешу против истины истины, сопоставив этот фильм с поэмой: аллегорические образы, ярко выраженный пафос ленты, сквозные персонажи, появляющиеся лишь с тем, чтобы продемонстрировать авторское восприятие поднимаемого вопроса — все это признаки предельно лирического произведения, что неудивительно, учитывая заявленный первоисточник (одноименная оратория композитора Эдварда Бриттона, созданная под впечатлением от стихотворных произведений поэта-фронтовика Уилфрида Оуэна).
Однако для кого же фильм предназначен?.. Любители сюжетного кино могут даже не пытаться пробовать его на вкус, ведь как такового сюжета в нем нет. Любителям ярких актерских перевоплощений «Военный реквием» тоже мало что даст… остается только одна категория кинозрителей — те, кто воспринимает кинопроизведение как произведение «чистого» искусства; такой категории зрителей я и рекомендую этот фильм.
7 из 10