Вуди Аллен играет в ЧеховаКамерная — и так и хочется написать получасовая (1:19) — драма Вуди Аллена 1987 года о взаимоотношениях шести человек внутри одного помещения наверняка снята под определенным влиянием «Осенней сонаты» Ингмара Бергмана, а на деле представляет собой вольную экранизацию основных мотивов и атмосферы чеховских пьес с его же персонажами. Это драма, разыгранная хорошими актерами в трех с половиной декорациях — буквально не выходя из дома. Наблюдать за этим приятно и занимательно, все тонко и прочувствованно, — но при этом чего-то все же не хватает, как будто присутствуешь при съемках какой-то не до конца удачной и слегка вторичной театральной пьесы. Персонажам действительно сочувствуешь, их жалеешь, — однако порой во всем проскальзывает какая-то уж очень явная наигранность и нарочная театральность, чувствуется какая-то фальшь, которой, по возможности, все же хотелось бы избежать. Во многом, полагаю, этому способствует сам сценарий, где прописаны именно такие сцены с именно такими репликами, которые мы слышали уже тысячи раз и считаем самыми настоящими штампами.
В то же время все это по-человечески трогательно, особенно поведение и эмоции, испытываемые персонажем, замечательно сыгранным Денхолмом Эллиотом. Также нельзя не отметить маму в превосходном исполнении актрисы Элейн Стрейтч (сцена с вызовом духов). Миа Фэрроу и Дайанн Уист как будто продолжают играть роли в своем же амплуа из предшествующих «Ханны и ее сестер» — так что, особенно благодаря съемке, некоторые кадры из «Сентября» даже можно спутать с этим фильмом.
Диалоги довольно музыкальны и как будто естественны (если бы не те проскальзывающие порой фальшь и театральность, о которых я писал вначале), сюжет и поведение персонажей вполне предсказуемы, но в итоге остается и становится самым ценным как раз то, что происходит между строк — то самое течение действия и чутко пойманное настроение двух августовских дней в пригородном доме — в ожидании переезда в город и наступления сентября.
7 из 10