Война – это трагедия для любой страны и для любого народа. Кроме смерти и разрушений она еще попросту разъединяет людей, разделяет семьи, члены которых рискуют уже больше никогда не найти друг друга. Особенно яркие эпизоды подобных ситуаций проявили в годы Второй мировой войны, когда огромные людские массы были перемещены из одной части Европы или даже мира в другую. К собирательному образу тысяч таких историй служит сюжет исторической драмы «Поиск».
Синопсис После окончания Второй мировой войны на территории американской зоны оккупации Германии работники Администрации помощи и восстановления ООН делают все возможное, чтобы помочь освобожденным от нацистского режима простых граждан вернуться к нормальной жизни и, прежде всего, к их семьям. Однако пережитый ужас бесчеловечной жестокости концентрационных лагерей на многих оставил неизгладимый след, как на маленькой мальчике Кареле, которого нашел и приютил у себя американский военный инженер Ральф Стивенсон. «Стив» пытается помочь мальчику найти его семью, но в условиях полной разрухи и неразберихи это не представляется возможным. Тем временем, мать Карела, чудом выжившая в Освенциме, пускается на поиски сына, которого боится уже никогда не найти.
Игра актёров Отличительной особенностью фильма являются прописанные в сюжете персонажи, которые, с одной стороны, могут олицетворять собирательные образы последствий Второй мировой войны, а с другой, выглядят не менее живыми, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь, хотелось бы отметить чешскую актрису Армилу Новотну в роли матери Карела, женщины, потерявшей в войне всю свою семью, но, несмотря на все признаки гибели сына, до последнего не утратила надежды увидеть его живым. Также стоит выделить Ивана Ядла в роли Карела, который из-за пережитого ужаса попросту утратил все воспоминания о довоенной жизни, забыв не только семью, а в принципе, что у него была мама. Наконец, запомнилось исполнение еще совсем молодого Монтгомери Клифта в роли Ральфа Стивенсона, который, несмотря на обстоятельства, пробудил в себе отеческие чувства, помогшие юному герою исцелиться от пережитой травмы.
Режиссура Фред Циннеман не просто так считался одним из наиболее значительных голливудских режиссеров своего времени. На его счету было снято несколько фильмов, по сей день считающихся классикой жанра, впоследствии даже удостоенных премии Оскар. Отличительной особенностью его режиссуры был отход от традиционных постулатов выбранного им жанра и большая погруженность во внутренний мир героев на фоне важнейших исторических событий. Это мы видели в «Отныне и во веки веков», где мы наблюдаем за судьбами нескольких героев накануне Перл-Харбор, или в «Джулии», повествующей о взаимоотношениях двух женщин, вовлеченных в события становления Третьего Рейха. То же самое и здесь: мы видим несколько героев, которые пережили войну, но война не закончилась в них самих, прежде всего, в детях. Режиссер демонстрирует две параллели, как мать и сын, пока не обретшие друг друга, потихоньку и по-своему отходят от пережитого кошмара, постепенно возвращаясь к мирной жизни и, прежде всего, к мире внутри себя.
Сценарий Действие сюжета разворачивается на территории американской зоны оккупации Германии после окончания Второй мировой войны. В один из многочисленных пунктов Администрации помощи и восстановления ООН прибывает поезд, полный юных узников концентрационных лагерей и просто беженцев, чудом выживших посреди боевых действий. Собирая данные о каждом подопечном с целью воссоединения их со своими родными семьями, работники натыкаются на маленького чеха Карела, который застал войну и был разделен с семьей в совсем маленьком возрасте, а посему попросту забыл о своих родных и себе самом. Въевшийся страх и неспособность различать форму американский солдат от нацистов приводят мальчика к панике, бегству и длительному сокрытию в руинах города. Лишь не отпускающее чувство голода выдает его перед молодым американским военным инженером Ральфом Стивенсоном, который берет мальчика под свою опеку. Тем временем на поиски мальчика отправляется выжившая в концлагере мать, которая пешком обошла многие приюты и центры, уже отчаявшись когда-либо найти своего единственного ребенка. Конечно, зрителю остается ждать «чуда», когда по счастливой случайности им удастся найти друг друга.
Итог В целом «Поиск» - хорошее кино про то, как важно оставаться человеком, несмотря ни на какие перипетии в жизни, и как важно помогать окружающим, позабыв всякие предрассудки. При этом в фильме нет никакого показного пафоса или пропаганды американского патриотизма. Напротив, фильм продвигает идею единения, независимо от происхождения, пола и возраста. Поэтому рекомендуется к просмотру.
8 из 10