Долгое расставаниеСоздатель «Дочери Райана» — английский режиссер
Дэвид Лин — стал еще при жизни небожителем, который был удостоен признания как среди критиков и кинематографистов, так и среди зрителей. Среди его работ — проникновенная «Короткая встреча», потрясающая военная драма «Мост через реку Квай», величественный и завораживающий «Лоуренс Аравийский». Некоторые, однако, критиковали эпические полотна Лина, говоря, что в них собран «джентльменский набор» для «Оскара», упрекая за недостаток глубины в образах героев. Попытка рассказать мелодраматическую историю в декорациях русской революции («Доктор Живаго») обернулась противоречивым результатом — зрительский успех наряду с обвинениями в упрощении литературного материала и героев романа Б. Пастернака. Причина, возможно, кроется в том, что режиссер взялся за историю, не связанную с наследием и духом Британской империи, которым проникнуты его лучшие картины. Зрителям, впрочем, фильм понравился, и он стал видным событием в мире кино.
Сценарий для новой картины Лина, вновь решившего снимать масштабную историческую мелодраму, написал
Роберт Болт, с которым режиссер сотрудничал уже в третий раз. Первоначально Болт задумывал адаптировать для постановки «Госпожу Бовари», но Лин предложил ему переработать сюжет романа Г. Флобера, в результате чего и возник сценарий «Дочери Райана». Главная героиня — жительница ирландской деревеньки Роузи Райан (
Сара Майлз), к своему несчастью, прочитавшая книг больше, чем все вместе взятые девушки местного прихода, думает, что найдет счастье в браке с единственным думающим человеком в округе — учителем Чарльзом Шонесси (
Роберт Митчем). Есть, впрочем, еще один умный человек в местечке, но, увы, это пожилой священник отец Хью Коллинз (
Тревор Хауард), мудрый духовный наставник Роузи. Советы святого отца, правда, она воспринимает не лучше, чем понимает ее неприязнь по отношению к себе местный дурачок Майкл (
Джон Миллз), единственный человек из жителей деревни, который без показного лицемерия принимает авторитет отца Хью. Грубоватый и слегка вульгарный, уважаемый в деревне (благодаря наличию совместной фотографии с видным деятелем революционного подполья), но вполне безобидный трактирщик Томас Райан (
Лео Маккерн) с готовностью выдает свою дочь за единственного, думается, не пьющего и жены не бьющего жениха. К сожалению, воспитанная на утонченных любовных романах девушка скоро разочаровывается в своем муже. И здесь так некстати появляется импозантный английский офицер майор Дориан (
Кристофер Джонс), соблазнительный втройне, поскольку он молод, искалечен на войне, является врагом и оккупантом, наконец. И в тихую деревеньку на живописном атлантическом побережье вторгаются невиданные со времен покорения Ирландии страсти, тем более сильные, что именно в этот момент захолустное местечко становится центром борьбы ирландцев против британского владычества…
Эпический размах, который придает величие этой деликатно рассказанной лирической мелодраме, был бы невозможен без неповторимого стиля, заданного потрясающей операторской работой
Фредди Янга и великолепной музыкой
Мориса Жарра, которые также не раз работали с Лином. Мастерство именитого постановщика отличают замечательные массовые масштабные сцены, которые чередуются моментами интимного уединения героев — и все это на фоне волнующего, необыкновенного, завораживающего атлантического берега Западной Ирландии. Вне сомнения, была проведена также тщательная работа с актерами. Существует знаменитое высказывание Роберта Митчема о достаточно жестком и дотошном характере постановщика: «Работа с Дэвидом Лином подобна сооружению Тадж Махала из зубочисток». Митчем, впрочем, признавал, что работа под началом Лина была опытом уникальным, а роль Чарльза Шоннеси считал одной из лучших в карьере. Актерская игра, на мой взгляд, в фильме превосходна; возможно, только Кристофер Джонс, конфликтовавший с Лином на съемочной площадке и, по слухам, испытывавший неприязнь к Саре Майлз, выглядел все-таки слишком нелюдимо и холодно (что, впрочем, вписывается в концепцию его героя).
К сожалению, эта замечательная картина Дэвида Лина получила отзывы прохладные, даже язвительные; зрители, судя по кассовым сборам, более чем вдвое превзошедшим солидный бюджет ленты, отнеслись к ней более благосклонно. Эпическая драма, в центре которой находятся «маленькие люди», вызывала у некоторых недоумение. Реакция критиков негативным образом сказалась на карьере ряда актеров (сам Лин после завершения «Дочери Райана» не снимал 14 лет!). Кинообозреватели, люди, как правило, либеральных убеждений, были оскорблены изображением угнетенных ирландцев как бессердечных и невежественных деревенщин. Вокруг Лина сложился своего рода ореол певца Британской империи, хотя в его произведениях звучит не торжественный гимн в ее честь, а скорее печальный реквием по ее неизбежному и закономерному крушению. Странно, но мало кто заметил, что англичане в данной картине изображены еще непригляднее, чем ирландцы. Это относится и к трусливому офицеру, которого сменил на посту начальника военной базы майор Дориан, и к самому герою Кристофера Джонса, который не задумывался о том, чем грозит Роузи даже намек на адюльтер. Он образ «потерянного поколения» Первой мировой войны, чья жизнь была перечеркнута войной; после него и таких как он начнется Англия декадентская, Англия Дживса и Вустера. В новой Британии ему места нет, ему в ней и не жить. В свою очередь Роузи Райан в какой-то степени отражает судьбу Ирландии: несмотря на выпавшие на ее долю поругание и испытания, ставшие искуплением за собственные ошибки, она находит в себе силы и мужество начать новую жизнь. Достойно держится и ее муж, простивший и поддержавший свою жену. А толпа, конечно, везде одинакова. Но и у нее, возможно, есть какая-то надежда, покуда жив честный, прямолинейный и мудрый отец Хью.