Получилось так, что фильм я посмотрела сразу после того, как прочитала книгу. Я не успела толком ничего осмыслить после книги и решила, что возможно фильм мне поможет. Выбрала эту экранизацию, прочитав, что она является наиболее точно отражающей замысел Теодора Драйзера, но, увы и ах, это оказалось не так. Банальная истина: 'книга лучше'. Прекрасно понимаю, что невозможно отразить 900-страничный роман в киноленте длиною в 2 часа, но тем ни менее.
Во-первых, не показано детство Клайда(персонажей буду называть так, как в романе). В фильме он парень, который многого хочет достичь, и даже мотивом его переезда к дяде было то, что он хочет помочь своей семье. Однако в книге единственным мотивом его поведения был эгоизм, тщеславие, честолюбие и, пожалуй, эго. Показателен момент когда он, зарабатывая достаточно много, отказывает маме, когда она просит у него в займы 50 долларов, чтобы помочь его семье. Эти деньги он хотел потратить на меховую жилетку своей даме сердца, Гортензии. Он не гнушается носить хорошую обувь, костюм, аксессуары, в то время как его семья еле сводит концы с концами. Стивенс этого не отразил.
Во-вторых, Монтгомери Клифт, Элизабет Тейлор и Шелли Уинтерс конечно шикарные актеры, но истинная природа их персонажей не раскрыта. Клайд слабохарактерен, безответственен, незрел. Он-настоящий трус, он воображает, что мир крутится вокруг него, он хочет многого достичь, но ничего для этого не делает. Он хочет обертку от конфеты -- блестящую, яркую, красивую, но абсолютно не готов брать на себя ответственность. Его желание легкой жизни его и погубит. Читая книгу, не могу сказать, что он вызывал у меня исключительно отрицательные эмоции или же, наоборот, сочувствие. Это было нечто более сложное. Это было понимание, но не эмпатия. Ты прекрасная понимаешь абсолютно всего его мотивы потому что они были вызваны, наверное, самой 'человеческой' чертой -- слабостью. За этим пониманием не следовало осуждения. Что бы он не сделал: трусил, стыдился семьи, родителей, положения, обманывал Роберту, окружающих, правосудие, -- я его не осуждала. Хотя умом и понимала, что за отсутствие благородства, силы и порядочности однозначно стоило. Читая книгу, я переживала за него, как за любимого героя, надеясь, что он исправится, он найдет выход, он поступит как мужчина, я переживала так, как будто понимала, что трагедия Клайда - это трагедия человека в целом. Мне казалось, что если он поступит хоть один раз по совести, значит человек не так уж безнадежен, но он не поступил и поэтому на последних страницах жалость сменилась удовлетворением.
В фильме он другой. Ты ему сочувствуешь, ты веришь, что не не убивал, ты не испытаешь всей неоднозначной гаммы чувств и эмоций, которые испытываешь при прочтении книги. Тебе вовсе не кажется, что он жалок, мелочен и подл. Тебе кажется, что 'американская трагедия' в том, что он не достиг 'американской мечты'. А на самом деле 'американская трагедия' в том, что человеку не хватает благородства.
Насчет героини Элизабет Тейлор. Конечно, смотришь на нее завороженно. Дело ли в ее точеной красоте, или пленительном взгляде, но от нее не оторваться. Именно такой я представляла Сандру Финли. На мой взгляд, Сандра более наивная, более легкая, и влюбилась она в Клайда была не из-за его загадочности (о чем она многократно говорит в киноленте), а всего лишь потому, что кокетке польстило, как благоговейно и с восторгом к ней относится Юноша. Не понравилось, что режиссер делает из Сандры настоящую влюбленную без памяти девушку, хотя на самом деле она отправила очень холодное письмо без подписи, когда Клайд был в 'доме смерти'
Шелли Уинтерс однозначно не та Роберта, которую я представляла, но это лишь издержки моего воображения. Мне казалось, что ее красота легко может соревноваться со светскими красотками Ликурга. Мне казалось, что она уверенная, сильная, твердая, а не такая беспомощная, как героиня Уинтерс.
Фильм не показал детство, фильм не показал изменения в характере главного героя, фильм не показал разительного изменения отношений между героями, фильм не показал эмоции Клайда во время процесса, фильм не показал мучительное время в 'доме смерти', мысли человека, который знает, что через год, месяц, неделю, день его не станет
3 из 10