Осторожно: пьеса!В основе фильма — пьеса Теренса Рэттигана (он же автор сценария, что усугубляет ситуацию). Собственно, на этом можно и закончить: персонажи говорят, говорят, говорят ("слова, слова, слова»). А это противопоказано кинематографу: действие отсутствует, сцены статичны, планы — сценичны.
Хорош безусловно Майкл Редгрейв, исполняющий роль главного героя — но и он злоупотребляет театральностью.
Впрочем, для фильма 1951 года все эти недостатки вполне нормальны и типичны.
О сюжете и интриге: все крутится вокруг древнегреческой пьесы «Агамемнон» (перевод в версии Браунинга и дал название фильму). Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой. И главный герой фильма, преподаватель Крокер-Харрис, тоже представляет из себя нечто омертвевшее — не в последнюю очередь благодаря своей жене. Так что есть определенные параллели с греческой пьесой. Но важнее два других вопроса: каков из тебя Учитель (можешь ли ты Учить); и каков из тебя интеллектуал — способен ли ты превзойти версию Браунинга. С Учителем вышло плохо (ученики дали ему прозвище Гиммлер) — и главный герой находит в себе мужество об этом сказать в последней (прощальной) речи, покидая учебное заведение. А с переводом пьесы — не всё так уж плохо.
Так что есть потенциал возрождения выжженной души Крокер-Харриса.
Не думаю, что терзания интеллектуала середины прошлого века актуальны и интересны. Игра в аналогии с «Агамемноном» интересна — если только вы в курсе всех тонкостей этой старинной драмы из древнегреческой жизни и способны их смаковать.
Интересно будет посмотреть и сравнить римейки (1994 года в частности)