Гиммлер пятого класса.По настоящему страшный фильм. Страшен он не показом язвочек общества, насилия, крови — нет, этот фильм страшен своим откровением. Мало того, что это блестящая интерпретация на экране пьесы Теренса Рэттигэна, пользовавшейся огромным успехом в свое время в театре Уэст-Энда в 1948 году, так это еще и невероятно психологический, тонкий и глубокий фильм. Откровение, которое поднял в своем кинопроизведении Эксвит затрагивает личность. А еще вернее — Духовное опустошение, духовное омертвление личности, осушение эмоций, полное безразличие ко всему.
Главный герой этой киноповести — учитель латыни Энрдю Кроккер-Харрис, яркий пример вымирания души, чего-то эмоционального, холодный как лед, твердый как камень, лицо совершенно лишенное эмоций. Из некогда амбициозного и даже возможно талантливого и одаренного человека он превратился в серое пятно, бесчувственное существо, почти забывшее что такое любовь, сострадание, банальное человеческое понимание.
Вроде, ничего нового этот фильм о показе серой и безликой судьбы «маленького человека» не дал, в кино это изображалось часто, однако тонкое философское видение Эксвита превращает этот фильм в нечто особенное, совершенно иное. Режиссер под видом классической «школьной» драмы пытается исследовать первопричину этой метаморфозы, как талантливые и умные люди превращаются в подобие выеденного яйца?
Главного героя становится жалко, в отличие от большинства подобных персонажей он стал таким не потому что там его обидели, с ним жестоко обошлись, но сама судьба была к нему не благосклонна, он человек со сломанной, исковерканной судьбой, сварливой женой, которая отчасти внесла ощутимый вклад в образование «духовной опухоли», но при этом, как ни странно ему удалось сохранить толику человеческого, в отличие с кажем от ленты «Соседские мальчишки» Пенелопы Сфирис, где главные герои с такими-же искаженными, изуродованными судьбами как и у «Крокка», выступают настоящими ублюдками и сволочами у которых нет предела и «ступора» в мстительных деяниях перед обществом, главной герой потрясающего актера Майкла Редгрейва сохраняет человеческое лицо. И даже в финале в исповедальной форме сожалеет обо всем, в том числе и о том, что за столь холодное отношение к ученикам его прозвали «Гиммлером пятого класса».
Майкл Редгрейв просто и блестяще, тонко и изящно передал духовные изыскания, переживания главного героя. Даже в этом безэмоциональном, холодном лице чувствуется какая-то боль, напряжение, полная готовность искупить свои терзания, усталость, одиночество. Я считаю он весьма заслуженно получил золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, сложный, по-виртуозному глубокий и совершенно неоднозначный образ человека, оказавшегося в ловушке собственной жизни.
Кстати, интересный момент, в пьесе Эсхипа Агамемнон, которая является ведущим лейтмотивом в ленте, царь был убит своей женой, в ленте -же, Крокер-Харрис является духовно мертвым, отчасти от супружеского «взаимоубийства». Он сделал свою жену несчастной, она же полностью разъела ему душу и сердце.
Наверное я не смогу дать точного заключения, однако оно здесь и не нужно — это совершенно неординарный фильм, со сложно-обыгранной проблемой «серого» большинства, это фильм о личностной трагедии каждого человека, кто не смог нормально построить свою жизнь и глубоко разочаровался в ней. И я совершенно не удивляюсь почему этот фильм был тепло принят публикой, получил к великолепнейшей роли Редгрейва в догонку еще и «Бронзового медведя», вторую пальмовую ветвь за сценарий и две номинации на «Британскую академию», браво ! Этот пускай и не сильно знаменитый, совершенно не «звездноплановый» но как качественный алмаз по качеству не уступающим многим «жанровым» шедеврам.
10 из 10