Американский пленник «кавказскому пленнику» не чета- А что я должен делать?
- Ты будешь конь. Становись на четвереньки. А то как же я доскачу до заставы без коня?
- Далеко ли до заставы, малыш?
- 90 миль. Тебе придётся поторопиться, чтобы попасть туда во время. Но, пошёл...
- Слушай, ты перестань меня лягать. А ни то я вскочу и огрею тебя как следует.
- Вперёд! Впе-рёд!
'Деловые люди', 1962, реж. Л. Гайдай
'Вождь краснокожих' в своё время изрядно поглумился над Алексеем Смирновым. Проскакать девяносто миль конём, развлекая спесивого барчонка? Это дорогого стоит. Народ прямо в зале сползал от хохота с кресел надрывая животы. Потехе режиссёрского гения даже в наш обильный на киноистории век хочется аплодировать и в придыхание умиления цокать от удовольствия языком - умели же раньше снимать кино. Золотыми буквами вязи вписана новелла О. Генри в историю.
Человек-конь это от Леонида Гайдая. Человек-конь - это 1962 год. Человек-конь - это 'Деловые люди'. Но, оказывается не только.
'Человек по имени Конь' - это едва ли не такая же насмешка над личностью, что и у советского классика. 'Человек по имени Конь' - это уже великовозрастный барчонок в скуке - куда себя деть, чем себя занять. Из Британии в Америку. Почему бы и нет? Ища развлечений, острых ощущений, перемен, оставив поместье, быт, уют, привычный уклад. Джон Морган аристократ, он пересёк океан. Ему лишь сорок (в смысле Ричарду Харрису, актёру, сыгравшему роль). А на календаре 1820 год. Совсем недавно закончилась англо-американская война. Континент кипит страстями перечной похлёбки. Покой в этих землях наступит ещё не скоро. Индейцы, белые, конфликты, войны, тут всё перемешалось. И 'повеса' попадает в плен народу сиу (ветвь племени Дакота). Для настоящих воинов, прошедших закалку с детских лет, этот белый оболтус, ни на что не годен. Он предмет насмешек. Он лишь внешне, по складу, мужчина. Рохля. Слабак. Тело. Что с него взять? Толку - чуть. И как быть с экзотическим истуканом? В рабство. В работы. В упряжь петли на шею. Да-да, он Лошадь. Да-да, он Конь. На нём возят валежник. На него грузят шкуры. Тащи. Неси. Вези. Вот твоя участь... Забавно? Вне всяких сомнений. Из Британского поместья, от фарфоровой посуды застолья на жердь привязи возле индейского вигвама. И кальсоны прикрытием стыда. Потеха!
Режиссёр большую часть экранного времени уделяет внутреннему укладу жизни краснокожих дикарей. Иерархия, будни, праздники, ритуалы. Года текут за годами. И всё одно и тоже. И всё в повторе. И всё без изменения для Джона Моргана. Неужели так и сгниёт став никем? Есть ли у него воля? Есть ли дух воина? А самолюбие? Есть. Довольно терпеть. Достаточно уже. Либо бежать, либо принять веру народа. Стать одним из них. Породниться.
И приключения именно в этом ключе и развиваются. Фильм 1970 года. Всё умеренно.
В какой-то момент может показаться что перед зрителем едва ли не повтор русской классики - Лев Николаевич Толстой, 'Кавказский пленник'. Плен, незавидная участь, чуждое окружение... Правда о выкупе, речь не заходит. Ни рублей не требуют, ни долларов, ни фунтов не назначают в виде мзды от родственников.
Да, и здесь мы имеем возможность видеть как 'Жилина' так и 'Костылина'. Один побегом живёт, другой смирился с участью... Впрочем от отечественных лент 1975 года и 1996-го тут мало. Всё иное. Все иные. Лишь привет можно передать Юрию Назарову, Сергею Бодрову, Олегу Мешьшикову... сравнивая 'этих и тех'. Наших и 'ихних'.
Тем интереснее смотреть за происходящим.
6 из 10