Звездные граффитиКалифорнийский провинциальный городок образца 1962 года. Четверо друзей-выпускников проводят последнюю ночь накануне вступления в полноценную взрослую жизнь. Самые жирные перспективы рисуются у двух приятелей Курта и Стива, которые утром должны улететь на Восточное побережье учиться в колледж.
Правда, если Стив для себя все уже решил – пора валить из глуши и расширять свои возможности, то Курт все еще сомневается, стоит ли ему валить в неизвестное колледжское далеко. А вот у брутального паренька Джона, лучшего в округе гонщика и нашедшего свою жизненную нишу на СТО, все уже определено – он здесь и останется, еще и до самого конца. И совсем непонятные перспективы у тщедушного «четырехглазого» Терри, для которого просто познакомиться с девчушкой – это уже свершение. И вот для всей этой компашки начинается незабываемая и очень яркая ночь.
«Американские граффити» - это такой себе перифраз «Последнего киносеанса» Питера Богдановича, только выполненного в принципиально иной атмосферной гамме. У Богдановича события происходят в 50-е и молодняк также прощается с детством, но прощается в заведомо черно-белых тонах, а сам режиссер ставит точку в черно-белом кинематографе. А вот 27-летний безвестный парнишка Джордж Лукас не столько прощается, сколько позволяет ностальгировать за своим совсем еще недалеким юношеским детством, в котором и деревья были большими, и машины красивее, и завтрашний день медом казался. И вышло у него на удивление все хорошо, а главное – очень тонко и душевно.
И ведь удача такого кино, как снял Лукас, возможна только через призму именно четко прощупанной атмосферы. Ведь формально в «Американских граффити» нет ни центрального сюжета, ни даже какой-то глобальной проблематики. Да, молодняк стоит перед «входом во взрослую жизнь». Да, в каждой сюжетной линии появляются курьезы. Герой Ричарда Дрейфусса попадает на дерзких бандюганов, с которыми становится своим. Будущий знаковый режиссер Рон Ховард переосмысливает свое место в мире и постепенно склоняется, что большего ему уже и не надо. Очкарик самореализуется на крутой тачке в компании развязной блондинки (персональная оскаровская номинация для Кэнди Кларк). А брутальному парню обломилось с девчушкой и на его голову и в его машину попала малолетка, от которой невозможно избавиться. Это все забавно, но заслуга Лукаса в том, что он сумел не только весь этот бессистемный разброд связать воедино, но еще и одухотворил картину романтической ностальгией о совсем недавнем времени. Вроде бы, такая Америка существовала всего-то 10 лет назад, а Лукас сумел провести красную черту между ТОГДА и СЕЙЧАС. И это в его-то возрасте вчерашнего пацаненка.
Отдельный ритм фильму задают автомобили, которые выделяются не только своей «крылатой» формой уже навсегда потерянных 50-60-х, но и образом жизни. Автомобиль у Лукаса это не средство передвижения, и даже не роскошь – это образ жизни. Не выходя из машины, молодняк знакомится и кадрит девчонок, трахается в салоне, уходит от погони и самоутверждается в гонках. А чтобы это все было не скучно, из радиоприемников звучат всегда заводные мелодии рок-н-ролла, перебиваемого разве что стебными комментариями культового радиоведущего Вулфмана, которого Лукас обожал в свои 17 лет, и которого он притащил специально для съемок в это кино.
Ну и, конечно же, «Американские граффити» - это еще и открытые двери для актерского молодняка. На постановку фильма Лукасу денег дал его дружбан и старший товарищ Фрэнсис Форд Коппола в рамках программы поддержки режиссерского молодняка. Дал не то, чтобы совсем ничего – бюджет фильма составил порядка 750 тыс. долларов – но это точно не те деньги, на которые можно было бы пригласить хотя бы отдаленно узнаваемых актеров. Но Лукас умудрился провести такой кастинг, что практически все актеры в недалеком будущем громко выстрелили. Ричард Дрейфусс, сыгравший самую интересную роль паренька Курта, все еще не решившего для себя – валить или не валить на «большую землю», в 70-е станет коронным актером Стивена Спилберга. Рон Ховард через пару десятилетий станет топ-режиссером Голливуда, у которого в загашнике будут такие картины, как «Игры разума», «Апполон-13» и прочие «Коды да Винчи». Безвестная блондинка Кэнди Кларк именно за этот фильм получит свою единственную оскаровскую номинацию, а такой же безвестный Пол Ле Мэт выиграет «Золотой глобус». Молодому Бо Хопкинсу удастся колоритная роль лидера хулиганской группировки. Здесь же смачно засветится будущая скандальная актриса из сериала «Однажды за один раз», 14-летняя МакКензи Филлипс. Наконец, пока еще совсем маленькую роль ковбоя-задиру, претендующего победить в гонке на шоссе, сыграет никому неизвестный Харрисон Форд. Можно было бы сказать, что это случайные совпадения… но случайно можно затащить в фильм 1-2 будущие звездочки, а Лукас притарабанил целый букет. И это уже говорит не о случайности, а о эстетских вкусах режиссера.
И последнее. Возможно, не принеси «Американские граффити» такие баснословные деньги в прокате, - а картина собрала 115 миллионов! – мы бы наблюдали за очень недурственным режиссером Джорджем Лукасом, который периодически балуется в разных жанрах и время от времени показывает очень неплохие результаты. Но Лукас, у которого зарплата была прописана в скромные 50 тысяч долларов, еще и пробил для себя 15% кассовых сборов и по итогу стал долларовым миллионером. А дальше этот очень ленивый человек снимет еще только один фильм (не считая реанимированную франшизу в самом конце 90-х), станет миллиардером – долларовым – и завяжет с активной режиссурой. Но это будет фильм, который перевернет представление о кинематографе. Речь, конечно же, о «Звездных войнах», которые выросли из шинели «Американских граффити».
Стильно, душевно и занимательно. Даже если бы никогда не появилось «Звездных войн», Джордж Лукас одним только этим фильмом оставил бы после себя очень качественное послевкусие.
7.5 из 10