В маленьком городке на севере Канады случилась страшная трагедия — полный детей школьный автобус вылетел на замёрзшее озеро. Все, кроме водителя автобуса и старшеклассницы Николь, которая осталась в живых, парализованной ниже пояса, погибли в ледяной воде. Прослышав об этом, адвокат Митчелл Стивенс (Иэн Холм) приезжает в посёлок, чтобы убедить семьи погибших ребятишек подать коллективный иск на компанию, выпустившую с конвейера бракованный транспорт. Впрочем, Митч ищет не столько правосудия, сколько справедливости. Адвокат Стивенс — отец, чья дочь вытягивает из него всеми возможными способами деньги на наркотики. Не в силах что-то поделать с ней, он видит в горе других родителей возможность оправдать себя. И кое-кто в общине быстро заметит, насколько сильно Митчелл одержим желанием заслонить своё бессилие поступком, который никак не повлияет на его собственную жизнь.
Чрезвычайно продуманная драма, с лёгким детективным, или даже скорее мистическим, оттенком. Фильм, который потребует от зрителя всё его внимание, если тот не хочет во время финальных титров сидеть, открыв рот, судорожно пытаясь понять, на каком именно месте он потерял нить событий. Сценарий вышел настолько глубокий, что ближе к середине сеанса у меня появилось желание достать блокнот, т. к. мне это показалось единственной возможностью по-настоящему оценить интереснейшую историю. Здесь есть и женщина-водитель Долорес, которая 18 лет водила по одному и тому же маршруту школьный автобус, которая не может поверить в то, что подвела своих соседей, и семья Николь, в которой водится такое количество чертей, что их страстное желание получить денежную компенсацию — это просто цветочки, и адвокат, который пытается чужим горем загородить своё, проклиная весь мир за свою слабость и судьбу, от которой не смог спасти своего ребенка. Однако, насколько бы не был запутан сюжет, идея у картины чётко прослеживается — порой, смирение трансформируется в нечто ещё более разрушительное, чем сам кошмар, с которым приходится иметь дело.
Не менее удачным вышел актёрский состав, вызвавший у многих почему-то массу нареканий. Некоторые дошли до того, что катили бочку на
Иэна Холма, называя его невыразительным. Вы смеётесь что ли? Холм отлично справился с ролью. Более того, он придал Митчеллу необычный характер человека, который буквально готов разорвать (с поправкой на то, что он это делает как адвокат) всех вокруг, лишь бы хоть на минуту забыть о несправедливости, через которую оказался вынужден пройти, пытаясь любить человека, который его ненавидит. И попробуйте мне только сказать о его невыразительности после сцены в самолёте, где он рассказывает девушке в кресле рядом о том, как его дочь в детстве укусил паук, и чем это для него практически обернулось, пока они везли её в больницу! Лично я чуть губу не прокусил от ожидания развязки этого ужаса. Из него вышел замечательный страдающий отец, которому вы точно будете сопереживать, если в вас есть хоть немного человечности.
Последнее, что хотелось бы упомянуть, это атмосферу. Как было сказано в начале, в происходящем присутствует элемент мистики: заснеженные улицы, тусклый свет фонарей, еле пробивающихся через северный, морозный ветер со снегом, ночные и дневные панорамы канадских гор, одинокие фигуры людей, стоящие посреди белого массива. Операторская работа и саундтрек хорошо подчёркивают настроение того, что всё происходит где-то очень далеко, в отрыве от обыденных проблем. Плюс ко всему, масла в огонь мистики подливает эта сказка про гамельнского крысолова (знаете наверняка, дудочник, который увёл из города крыс и утопил их в реке), которую ещё здоровая Николь читает детям, периодически всплывающая в сторонних эпизодах.
«Славное будущее» — гигантская головоломка, состоящая из множества людских судеб, решение которой вряд ли многим будет доступно с первого раза. Но, клянусь, когда я её всё-таки понял, то отчетливо произнес про себя: «Вау… ничего себе». Рекомендую.
8 из 10