- Костя, учти: голова пролезет — все пролезет… — Да знаю я!
Большой побег (или Великий побег) — творение несомненно культовое и многозначащее в кинематографе. Влияние его на многие фильмы жанра бесспорно; многие режиссеры последующих лет оглядывались на сие творение, кто с неуверенностью, кто с восхищением. Дети и подростки с воплями вели виртуального МакКуина на путь к долгожданной свободе. Едва слова «стойкость» и «героизм» звучали в предложении, любители кино сразу вспоминали название этого фильма. Словом, успех его огромен…
Поэтому с робостью и восхищением я попробую кратко проанализировать данную работу
Джона Стёрджиса и разобрать её на анионы и катионы.
«Большой побег» обладает ярко выраженной корреляцией, с одной стороны, с военными драмами о нацистских лагерях, с другой — с фильмами о побегах из всевозможных мест заключения (будь то даже «Побег из курятника» или «История игрушек: Большой побег» — не будем обижать аниматоров).
Если сравнивать «Большой побег» с работами на тему нацистских лагерей, то приходится с грустью последовать примеру Зоила, бичевавшего шедевры Гомера. Ведь данный проект далек от того страшного антигуманизма, коим проникнуты другие фильмы этого под-жанра. И уж, не дай Спилберг, посмеить мне сравнить его с бессмертными «Списком Шиндлера» и «Мальчиком в полосатой пижаме», но вот столкнуть его лбами с менее известным трудом я рискну.
Возьмём телевизионный проект 1987 г Джека Голда
«Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром и Аланом Аркиным. Тематика и концепция обоих фильмов схожи. Да, «Большой побег» выигрывает и по актерскому составу, и по человеку, сидящему в режиссерском кресле, и, уж конечно, по известности. Но вот чего в нем нет, так это реалистичной, хватающей за сердце драматургии, человечности, если хотите. В свою очередь, в «Побеге из Собибора» нет той часто встречающейся поверхности, нет умалчивания, недалёкости, кукольности, которые, увы, напичканы в работе Стёрджеса.
Да, всем известно, что с западными военнопленными обращались в разы лучше, нежели с советскими (воспоём хвалу Женевской конвенции) — тут нет смысла изобретать велосипед. Те же сюсюкания немцев с американцами и англичанами мы видели в «Войне Харта». Дело тут в извечном солипсизме Западного мира, презирающего восточные народы. Но в подобные диатрибы нам лучше не впадать…
Серьёзный (и пожалуй единственный) минус фильма в том, что при всём просмотре не можешь удержаться от ироничной улыбки. Союзники-военнопленные ведут себя в плену у врага, будто Кости Иночкины в пионерлагере: прячутся от вожатых, с озорством крадут харч и одежду, шушукаются, устраивают секретные сходки. В перерывах между этими проказами они вальяжно пьют чай, со смаком закусывая его шоколадкой, шатаются по территории с безразличием отдыхающих и панибратски общаются с охраной. И вот из этакого «Орлёнка» и стремится сбежать группа солдат во главе со Стивом МакКуином.
Теперь о положительном. В голливудском пантеоне фильмов о побегах «Большой побег» (ох, уж мне эта тавтология) занимает ведущее место (название фильма с неприкрытым пафосом скромно намекает на это). Мы выяснили, что этот проект не претендует даже на лёгкое дуновение трагизма. Нацистский лагерь представляется здесь всего лишь декорацией, подобно Алькатрасу или Шоушенку. И вот по этим то декорациям с азартом жаждущих воли игроков бегает, стреляет, гонит самогон (?!), роет, ездит на мотоциклах своеобразная актёрская команда мечты.
Бедные, несчастные немцы! Могли ли они подумать, что у них в плену окажется аж половина «Великолепной семёрки»:
Стив МакКуин,
Чарльз Бронсон и
Джеймс Коберн? А вне съёмочной площадки грозно следит за происходящим и создатель «Семёрки» Джон Стёрджес? (Ещё повезло, что не сам Куросова, а то, быть может, «Великолепная тройка» сбежалы бы от немчуры за 2 часа, а не 3).
Подводя жирную черту под вышесказанным, стоит со стойкостью сказать, что, отодвинув в сторону уже проанализированное отсутствие глубины в фильме, «Большой побег» заслуживает высокой оценки. Актёрская группа, режиссура, экшн-сцены, ёмкие диалоги, добротный юмор нивелируют шероховатости, вызванные лишь западным менталитетом, но никак не отсутствием кинематографического дарования. Поэтому создателям кинокартины «Большой побег» можно твёрдой рукой ставить 9 баллов из 10.
В конце рецензии добавлю кратенький аполог-напутствие киноманам: накармливая свой свой взор, не забудьте напоить и душу, иначе появится язва.. Прошу прощения, за слабость к аллегориям… Удачи!