Запретная любовьЭтот фильм был снят на закате югославского кинематографа, незадолго до распада страны. На первый план ставятся простые человеческие отношения на фоне построения жесткого послевоенного государства.
И молодой поручик Петер Хорват, и его невеста Лиляна, и его боевой товарищ Мате, и сотни других людей абсолютно точно усвоили все истины классовой борьбы и искренне верят в светлое коммунистическое будущее. Они победители фашизма, освободители и одновременно хозяева страны, где нужно зорко следить за порядком и устранять всяческих «идейных врагов». А как известно: лес рубят-щепки летят. Вот и вдова подпольщика Невена Иванчича попадает в этот круговорот обвинений и подозрений. И лишь счастливая случайность спасает её от исправительных работ. Вскоре волей судьбы она будет вынуждена жить под одной крышей с юной комсомолкой Лиляной (надо же где-то жить в Заребе, а большой «буржуйский» дом как раз подходит), подселенной к ней Петером. Простая, наивная Лиляна пытается найти контакт с такой непонятной хозяйкой дома, а тем временем сам поручик незаметно для себя влюбляется в даму с буржуйскими привычками. И Матильда, и Петер хотят просто жить и любить друг друга, но жизненные обстоятельства мешают им. Здесь и метания между любимой женщиной и оставленной беременной Лиляной, которая будет опозорена в родной деревне, если Петер не женится на ней, и долг перед партией… В целом самым драматическим моментом для меня является именно нравоучительный разговор между Мате и Петером: эти заученные фразы «правильного», но лицемерного партийца-командира ! Здесь то все и разрешается: партия посылает Хорвата на борьбу с бандами, оставшимися в лесах…
И в итоге, Матильде на память остается лишь письмо Петера, переданного ей соперницей Лиляной, именно в этом эпизоде показавшей себя за весь фильм мудрой и взрослой.
А печаль, печаль по любимому не всегда бывает громким плачем, иногда это лишь одинокая слезинка и клочек бумаги в руках…