и стоял я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя...Для Жалакявичуса, похоже, этот фильм был очень личным. Он очень серьезно относился к избранной теме. Возможно, именно поэтому он был согласен на очевидно скромный бюджет. А ограниченность средств сказалась на ленте. Чрезмерное количество крупных планов 'смазывало' эффект от большинства ключевых сцен. Благодаря этому обстоятельству не получилось в полной мере усилить нарастание напряжения. Да и актерские работы вышли не слишком эффектными. Уверен, будь в порядке финансовая база - реквизит и декорации добавили бы шарма и расширили бы ленту.
Но нельзя при этом и назвать фильм провальным. Очевидно, что рассказывая об 'окаянных днях' Витаутас Жалакявичюс не спешит знакомить нас с историческими подробностями. Они мило опускаются. В центре внимания - странный любовный треугольник. Муж - жена и приемная дочь. Милая оговорка не позволяющая точно определить возраст девушки (15, 16 или 17 лет) оставляет возможности для различных толкований этой истории. Впрочем и без поднятия темы 'возраста согласия' материала тут предостаточно. Ведь супруг в одностороннем порядке устраивает в доме настоящий переворот - творит запретное и заставляет всех делать вид, что ничего не происходит. Расплата в лучших традициях Катерины Измайловой уже не за горами. Это дело времени.
На мой взгляд, то внимание с которым Витаутас отнесся к фильму, не оставляет шансов на то, что перед нами исключительно психологическая драма. Нужно понимать, что мы обсуждаем режиссера, который снимал острейшие ленты о 'лесных братьях' и приходе к власти Пиночета. Без сомнения нам преподносится яркая метафора духовного распада, характеризующего любую революцию. Герои рушат прежние порядки, а в новых условиях оказывается очень зыбко.
Предположу, что если бы этот фильм снимался этим же режиссером, но при другом бюджете и чуть позднее (слишком уж нестабильным был 1992 год для Литвы, как и всех стран бывшего СССР) - получилось бы в разы мощнее, выразительнее. Похожая ситуация сложилась с лентой 1991 года 'Циники' Месхиева. Гениальный материал. Глубокая тема и точно есть ее раскрытие. Но как отдельное произведение фильм определенно не удался. И в контексте изучения всего творчества Жалакявичюса это несовершенство очень сложно признать. Слишком уж мощный талант перед нами
5 из 10