Близость = БлизостьПроцесс просмотра интересного фильма для меня весьма интимен. Вместе с тем, я нуждаюсь в диалоге, в возможности обсудить увиденное. Чаще всего обращаюсь к рецензиям других киноманов, и иногда даже «встречаю» единомышленников или же «вступаю в спор», заканчивающийся рождением Истины. «Близость» лишила меня удовольствия найти союзников или оппонентов, пришлось довольствоваться монологом. Надеюсь, вывод, проистекающий из него, и есть та самая — Непреложная. Но прежде, коротко о том, почему не состоялась коммуникация.
Знакомство с, порядка, десятком полноформатных рецензий и не меньшим количеством коротеньких комментариев к фильму, дает мне основания говорить о том, что 99% людей, посмотревших (прокомментировавших) этот фильм, оценивали игру актеров, пытались разобраться о какой близости идет речь и приходили к выводу, что данная картина — своеобразная ода (и вместе с тем, порицание) похоти. В этой то точке пути зрителей и разошлись. Одни облачились в костюмы, наглаженные рубашки и блузы, застегнутые на все пуговицы, другие — восхищались Натали Портман и прощали автору пьесы (по которой и снята данная кинокартина) всю грязь, о которой судачат первые. Образ героини, которую сыграла упомянутая актриса, и правда мечта эротомана. Вообще, весь фильм кажется таковым. Я же думаю, что Элис (Натали Портман) — протагонист. Она акцент, подсказка, символ, или, если хотите попроще, главный герой пролога и эпилога (здесь уже, скорее, единственный). Этот персонаж помогает автору донести внемлющим свою основную мысль.
В квадрате, который мы видим вместо традиционной для любовных перипетий фигуры — треугольника — Натали Портман является той точкой, из которой вы начнете чертить этот самый равносторонний прямоугольник, и которой, в конце концов, завершите рисунок. Продолжительность фильма достигает практически 2-х часов, но режиссеру удается не дать зрителю и помыслить о необходимости ускорить ход событий.
Все происходящее на экране настолько стремительно, что возникает впечатление, словно фильм начался с титра, в котором режиссер попросил зрителей взять в руки лист с карандашом и вовлек их в игру, имеющую налет азартности — дал задание нарисовать некую геометрическую фигуру, одной линией (не отрывая руки — а в данном случае, глаз)… Пожалуй, это все, что я хочу сказать о стилистических и визуальных приемах картины.
Хочется скорее перейти к сути, поделиться своим видением фигуры, которую создатели произведения (и автор пьесы, и режиссер) просили нас изобразить. О том, что это квадрат не трудно догадаться еще на этапе знакомства с постером, кроме того, я говорила об этом несколькими предложениями ранее. Единственное, что берегла для финала своего опуса — название вершин, сыгранного здесь четырехугольника. Не исключаю возможности, что я слишком усложнила задачу и, стало быть, ее решение неверно. Но, все же, возьму на себя смелость утверждать, что уравнение, ставшее лейтмотивом данного произведения выглядит следующим образом: Близость=Правда=Боль=Любовь=Близость. Как вы поняли, оно рекурсивно. Возможно, в отсылке к этому явлению и кроется ответ на вопрос, а что же есмь Любовь?! Что она — если не чувство, обращенное само в себя?!