«Легенда о Лайле Клэр»Роберт Олдрич — крайне любопытственный автор американского кино середины прошлого века. Работал в самых разных жанрах и с самым разным материалом, подарил Бетти Дэвис, считай, одну из важнейших ролей в карьере, имеет приз берлинского фестиваля за режиссуру… ну и уважаем мною как зрителем само собой. «Легенда о Лайле Клэр» — не самая популярная работа постановщика, затерялась среди хитов вроде «Грязной дюжины».
Кстати говоря — главная героиня (та самая Лайла Клэр), прогуливаясь в начале фильма по голливудскому бульвару, проходит мимо кинотеатра, в котором как раз крутят «Дюжину». Так Олдрич расписывается — что дескать, вот он я, Роберт Олдрич —
«Дюжина» моя, агась… Стихия моя, Голливуд, знаю чагой снимаю. Вкратце если — «Лайла Клэр» это такая трэшевастая мелодрама о голливудской изнанке, «Шоугелз» 60-х.
Ким Новак, известная широкому зрителю по роли в шедевре Альфреда Хичкока «Головокружение» — исполняет ведущую партию, причем подобно раннему эпику Хича — в тройном объеме/формате/измерении — она и Лайла, она и Эльза… «Роль-матрешка в лучших традициях» с намеком на Хича и привлечением соответствующей аудитории любопытствующих. То, что вытворят Олдрич с Новак, кстать, натуральная жуть: заставляет яростно пучить глаза, наряжает аки проститутку из фильма «Голубая китаянка», и вдобавок ко всему нанимает продублировать Новак актрису-немку с грубым и резким голосом — отчего истерики в исполнении звезды 50-х приобретают инфернальный характер. Впрочем — несмотря на это, Ким остается привлекательной внешне и увлекательной актерски…
Сама же Новак увидев себя на премьере фильма в год выхода — покинула зал — не дожидаясь финала.
Своеобразный по части стилистики фильм — выглядит эталоном дурного вкуса из палаты мер и весов, причем до конца не ясно — намеренно Олдрич так поставил его (как своеобразный концептуалист взял все самое худшее из голливудского кинематографа?) или просто вкус изменил и муза покинула (?). Неоднозначно.
Однозначно одно — спустя первый час повествованЬя — лента внезапно начинает работать. И то, что раньше казалось вязкой смесью «Скворца и лиры» (1974), «Вертиго», «Все о Еве» и еще чего-то менее удачного — раскрывается как очень неплохая unintentional comedy, своего рода сатира и авторское кино в духе Уотерса. Не могу сказать, что основная идея ленты послужила для меня каким-то откровением — но вот эта параллель между сворой собак и банкой консервов / голливудскими дельцами и героиней Новак — это было интересно, сцена съемки в машине, когда режиссер никак не может добиться от актрисы убедительного исполнения (учитывая как мало этого самого убедительного в самой работе Олдрича) — это было интересно, отношение творца к своему творению, попытка найти утраченное и невозможность преодолеть ошибки прошлой жизни, приумножение их — все это вкупе делает зрелище достойным ознакомления. Я бы даже отнес эту работу в категорию культовых лент 60-х.
Посоветовал бы интересующимся Олдричем и Ким, невзирая на то, что лента не в числе лучших их достаточно обширных реноме.