Ярким богемским гранатом в основании короны нового чехословацкого кино сияют «Маргаритки» Веры Хитиловой, царицы Сафской новой волны, укравшей годаровский Ковчег завета.
Или, учитывая шахтерское происхождение режиссера – «Маргаритки» Веры Хитиловой стали первой увесистой лопатой доброго моравского угля в топку чехословацкой кинематографической революции.
Кажется, это первый авангардный фильм, который (мне) было нескучно смотреть. Ностальгическая, беззастенчивая свежесть кинематографа шестидесятых устремляется на нас с экрана (ноутбука) задорным ураганом. Монтажные придумки, поруганные табу, хулиганский юморок и, куда уж без нее - (не очень-то) скрытая социалистическая эротика суть главные особенности фильма, который даже можно принять за «социальную сатиру, если не обращать внимания на насмешку над подобной трактовкой в конце фильма. Это когда героини фильма Мария и Мария несколько раз повторяют: «это потому, что мы не работаем» и сами же смеются над этим. Намекая, тем самым, что свою диалектику они «учили не по Гегелю».
В отличие от напыщенного и трудновыразимого глубокомудрия большинства авангардных творений, автор, устами своих очаровательных героинь задается вполне «достоевскими» вопросами. Причем, девушки не столько размышляют о смысле жизни, сколько, по рекомендациям экзистенциалистов, ведут себя соответствующе: если мир абсурден и испорчен, будем и мы вести себя абсурдно и испорченно.
За чередой разрушительных экспериментов, которые две Марии ставят в своей придуманной жизни, всегда ощущается некое внутреннее вопрошание. Вопрошание (не вопрос!) о том кто мы и куда идем (так здорово пишу, что самому захотелось фильм пересмотреть)
Я не большой любитель разгадывания символов, но трудно не заметить, что а) все, чего касаются девушки, разрушается и смысл их жизненного эксперимента можно выразить так: если все разрушить, то, что останется? и б) они милые. При этом б) может быть даже важнее а).
Милота спасет мир, короче.
10 из 10