Вера Хитилова – знаковая фигура «чешского чуда». В своих работах режиссер опиралась на традиции чешского авангарда. В 1966 году Вера Хитилова сняла фильм «Маргаритки». Киноведы характеризуют его как «авангардную ироничную фантазию о современном обществе» или «ироничную философско-феминистскую шараду», которую пронизывают «эпатаж и провокация». Если прежде чешский кинематограф оставался зажатым цензурой и официальными догмами, то в творчестве Хитиловой в полной мере проявилась подлинная свобода.
«Если все портится, то будем испорченными», - решают главные героини. Принятию решения предшествуют документальные кадры разрушений, причиненных войной. Девушки решают соответствовать окружающему их миру. Дорога к «испорченности» начинается с символического вкушения яблок с дерева. Последующие кадры отсылают зрителя не столько к библейскому сюжету, сколько к древнегреческому мифу о золотом яблоке, подброшенном богиней раздора Эридой. Также вторая Мария надевает на голову венок из цветов – символ весны (молодости Марии), праздности, земных удовольствий и сибаритского образа жизни. В целом, символы «Маргариток» - это многочисленные цветы, растения, плоды, листья, венки и цветочные узоры в одежде и декорациях, бабочки. Даже название у фильма «цветочное»: в христианстве маргаритки – символ невинности и простоты. Они олицетворяют не только женственность, молодость и красоту, но и быстротечность этой жизни. На молодости двух Марий не раз акцентируется внимание в фильме. Только ближе к финалу героини задаются вопросом: «Что с нами будет?». Молодость отодвигает этот вопрос, но взросление выводит его на первое место. В течение всего фильма девушки продолжают бесконечно есть, обманывать мужчин и предаваться развлечениям.
Ключевой темой «Маргариток» является деструкция, разрушение – распад целого на части, распад смысла. Кажущаяся дисгармония и нарушение канонов художественного построения способствуют реализации режиссерского замысла. Эстетическая структура фильма полностью совпадает с содержательной. Вера Хитилова обращается к художественной форме, соответствующей содержанию картины, широко используя коллаж, причем не только в визуальном ряде, но в драматургии и актерской работе. Сами героини вырезают иллюстрации из журналов, создают инсталляции, делают аппликации и коллажи, обклеивают ими стены своей спальни. Кроме того, режиссер широко использует характерные для немых комедий гэги, обращается к авангардистским приемам. В «Маргаритках» сочетаются цветные, черно-белые и тонированные кадры.
Режиссер прибегает к своеобразной «бомбардировке» изображением: актерские сцены монтажно прерываются быстро сменяющимися на экране фотографиями, кадрами. Звуковое сопровождение сцен часто не имеет отношения к происходящему: героини ведут диалог под звуки часов, печатной машинки, скрипы. Впоследствии Хитилова вспоминала: «Во время работы над 'Маргаритками' я поняла, что язык образов может выразить больше, чем слова. Именно этого — мощи киноязыка — цензура не способна была предвосхитить, читая сценарий. Я и тогда любила, и сейчас люблю все неправильное. Не люблю, когда все бюрократически раскладывают по полочкам. Я за ревизию всего и вся».