Безумие в абсолютеЭта странноватая работа Веры Хитиловой вышла на экраны в 1966 году, буквально за два года до вторжения Советского Союза на территорию Чехословакии, что надолго покончило с беспечными «маргаритками». Да и полный сюра и идей дадаизма фильм уже точно не могли снять в эпоху победившего соцреализма.
О чем сюжет? «Маргаритки» повествует о двух странноватых девицах, не то сёстрах, не то подругах (без грязного подтекста), причём обеих зовут Мариями. Барышни веселятся подобно девочкам-подросткам - бесконечно едят, танцуют, разводят на деньги простоватых мужичков (но опять же никакой пошлости в сексуальном отношении, только самая обыкновенная пошлятина), ведут нарочито бессмысленные и пустые разговоры и выглядят как две ошалевшие куклы с невероятным количеством туши на глазах (привет, Твигги). Собой они, переводя на язык психиатрии, представляют двух капризных избалованных детей, такие «ребенок в ребёнке», трикстеры, выворачивающие все наизнанку и доводящие окружающих до белого каления. Ведь в мире, где может разразиться ядерная война и всем друг на друга наплевать, вести себя хорошо не стоит. Нужно быть плохой! Как Пэрис Хилтон (зачеркнуто).
Подобная позиция чем-то роднит барышень с Холденом Колфилдом, но мозгов им в отличие от мучающегося экзистенциальными вопросами Холдена не досталось, так что ни нравственных метаний, ни философии не ждите. Зато здесь есть очень, ОЧЕНЬ много сатиры на лозунг «после нас хоть потоп» (наличие аллюзий на такие же безумные «золотые двадцатые» а ля Гэтсби с сумасшедшим пустым весельем в фильме неспроста). Проблема в том, что разбитые в результате веселья чашки уже не склеишь, а если и склеишь, то какое-то г получается. Но если вы из тех, кто расстраивается из-за листика латука, то вам не стоит переживать, ведь это кино всего лишь иллюстрация вашей жизни. В том числе нынешней российской жизни, где бабло победило зло почти тридцать лет назад и все никак не остановится. И если вы думаете, что это всего лишь наркомания 60-х, то вынуждена вас разочаровать - эта киношка ведь про инфантильность в принципе...
Помимо тонкого и едкого посыла с отличной, на мой взгляд, концовкой («ведь только так эта история и могла кончиться»), здесь очень много экспериментов, и визуальных, и текстовых. Если вас не смущает разрезание героев ножницами и переливание кадров различными цветами как у Энди Уорхола, если вас забавляет и не шокирует нарочито идиотская речь, напоминающая то ли «Лысую певицу» Эжена Ионеско, то ли местами стихи обэриутов, то этот фильм для вас. Если вы фанат шестидесятых, то тем более. Но если вы предпочитаете линейное действие безо всяких дополнительных смыслов, тогда точно мимо, вы не из «поколения латука». Простите, вы недостаточно плохи.
Этот фильм я рекомендую не только тем, для кого проблема сломанный ноготь (им сложно взглянуть на себя со стороны) и не только любителям арт-хауса и киноэкспериментов, но и всем тем, кто хоть раз задумывался о людях, что его окружают и о цели в жизни. Вдруг в ней есть что-то, что склеить уже нельзя?
Кстати, отдельный плюс за необычную музыку (рок-н-ролл на пишущей машинке - это мощно).
9 из 10
(за затянутость некоторых сцен минус балл)