Томящиеся цветы жизниФильм не столько о необходимости творческой свободы и самовыражения и даже не столько о роли женщины в обществе, сколько о ненасытимости, невозможности удовлетворить потребность развлекать себя. Марии, в первую очередь, — дети, вовлеченные в постоянный поток развлечений, неспособные жить без вещей, их развлекающих. Неслучайно в репликах героинь постоянно сквозит: пойдем скорее искать что-то новое и интересное! Ведь это определенно детская позиция: ты есть центр мира, и все вокруг — лишь для твоего удовольствия.
Да, «маргаритки» вырезают из журналов, делают коллажи и аппликации. Если Вы считаете их дадаистками, представительницами бунтарского искусства или иными «демиургами» — Ваше право. Автор этой рецензии не склонен рассматривать «маргариток» как художниц, но увидел, прежде всего, образ мающихся от безделья, томящихся от неспособности себя занять, жалеющих о невозможности длить удовольствие вечно и желающих постоянной стимуляции и новых впечатлений девушек. Это чувство томления, рассеянного и невнятного возбуждения фактически передается зрителю.
Женственность девушек скорее потенциальна, это не матери, но девочки: и по поведению, и по стилю общения. Ну, ясно: «новая волна», Годар, непосредственность, живость, легкость и т. д. Бессмысленность, иными словами — что прекрасно показано в диалогах о существовании, которое не может быть доказано ничем, раз не доказано документом. И верно, если нет плодов труда — как вообще понять, что ты существуешь?
В финальной сцене (конечно же, на ум сразу приходит лента «Большая жратва», хотя она и снята позже) фильм просто взрывается чревоугодием, невероятной демонстрацией жадности в услаждении плоти. Опять-таки, нас как будто подводят к мысли о примитивности, некоей архаичной стадии развития, на которой находятся «маргаритки». Эта прекрасная сцена — огромная заслуга В. Хитиловой.
Можно, наверное, считать содержание фильма направленным против социализма: как присущей ему идеи ценности труда, так и идеи подчинения интересов индивида обществу. Однако и гротескное и выпуклое изображение безответственных и жаждущих развлечений девушек, и сама концовка фильма вкупе с упомянутым создают весьма странный эффект. Может даже показаться, что тут выводится истина в стиле «Маски Красной смерти»: смерть всегда настигает тех, кто пытается от неё убежать. А фарсовое «покаяние» и тошнотворная «уборка» банкетного стола намекают: «маргаритки» не могут существовать так, и здесь им лучше не существовать совсем. Но смогут ли они существовать в других условиях, будучи не среди тех, кто огорчается только из-за растоптанного салата?
8 из 10