Времени не существуетТы – герой нуара. Ходишь в пальто, носишь шляпу, пьешь в мутном баре кровавую мэри и задвигаешь грустные монологи про себя. И вот однажды ты встречаешь загадочную девушку. Во время танца ты пытаешься узнать что-либо о ней.
Отвечает она так:
«У меня нет имени. Извините, я его потеряла».
Бармен приглашает тебя к телефону. Звонит твоя начальница. Она носит кожаные штаны и ездит на мотоцикле в темных очках. Даже ночью. Ты наплавляешься на встречу к ней. У нее есть для тебя задание. По дороге видишь ту девушку из бара, она лежит окровавленная, без сознания.
В машине она приходит в себя, улыбается, кладет голову тебе на плечо. Интересное начинается.
Мне нельзя позвонить. Вы лишь услышите: «Абонент по набранному номеру отсутствует».
Аллен Роб-Грийе в этом фильме водит за нос зрителя, полагающего, что смотрит детектив. Нет, это не детектив. Это сюрреализм. Картина обволакивает своей туманностью и неопределенностью, забрасывает на нас тугую петлю из символов и затягивает ее так туго, что трудно дышать.
Мы каждый раз просыпаемся вместе с главным героем и каждый раз не понимаем, что все еще во сне. Склонным к рационализации зрителям здесь делать нечего. Подобные интерпретации не подходят.
Я найду вас сама. Когда захочу. Может, сегодня ночью. Может – никогда. А может – вчера. Для меня времени не существует.
Странно, что в России, где так любят Дэвида Линча, никто смотрит Аллена Роб-Грийе. На мой взгляд, ближе к Линчу по эстетике режиссера просто нет. Особенно в этом плане симптоматична «Прекрасная пленница». Не знаю, смотрел ли Дэвид этот фильм, но местами кажется, что нагло копировал.
Фильм снят довольно изобретательно. Кадры то и дело имитируют полотна Магритта. Главный герой видит галлюцинации с собой в роли жертвы, прерываемые тв-рябью. По мимо этого, разумеется, французская обнаженка и французская кровь. Все красиво и очень символично. Штучка предельно эстетская и ни капли не претенциозная.
8 из 10