Эрик Ромер, кинематограф этического максимализма (часть 16)Частично темы «4 приключений Ренетт и Мирабель» были развиты Ромером в еще одном его альманахе «Свидания в Париже», главной задачей которого была запечатлеть душу Парижа, очаровывающую влюбленных всего мира. Не случайно во второй новелле пара прогуливается по парижским достопримечательностям, выясняя отношения, которые неотделимы от городского ландшафта. К слову сказать, в третьей новелле, как когда-то в «Моей ночи у Мод», диалоги ведутся не только на амурные, но и на искусствоведческие темы. Язык не повернется назвать «Свидания в Париже» проходной картиной, столь она пленительна и грустна, но будем честны: здесь нет никаких новых для Ромера тем. Хотя эта лента своей печалью напоминает скорее «За облаками» Вендерса и Антониони, чем ленты Ромера, которые как-то всегда легки и воздушны.
В этом парадоксальность «Свиданий в Париже» - тематически ничего нового, но атмосферно это не Ромер. Власть случая, своего рода заколдованность парижских улиц, таинственным образом соединяющих и рушащих пары – все это показалось бы смелым режиссерским допущением, неправдоподобным и алогичным, если бы перед нами был не Париж. Хитрость жизненных рокировок – постоянная тема Ромера, в ранних его лентах поданная не без ригоризма, а начиная с первых картин «Комедий и поговорок» и далее, представленная скорее в комических, чем в драматических тонах. Такова первая новелла – чистый фарс, смешной и восхитительный в своем разрушении зрительских ожиданий. С другой стороны, неожиданный сюжетный поворот во второй новелле ведет именно к драме, а отнюдь не комедии. И наконец, третья новелла по-антониониевски грустна и опять же обводит зрителя вокруг пальца.
«Свидания в Париже» - конечно, тавтологичное перебирание фирменных ромеровских тем и приемов, но столь очаровательное, то смешное, то грустное, что очень трудно низко оценить эту ленту. Камера в ней (часто ручная) – снова на улицах, дыхание осени и лета на парижских улицах передается и нам. Влюбленные ищут друг друга, ссорятся и мирятся, соединяются и расстаются, как всегда у этого постановщика, много говорят, пытаясь докопаться до сути своих отношений (не случайно ли фильмы Ромера больше нравятся женщинам, которые, как известно, любят ушами?!). Эрик Ромер в этой картине, как во многих других, показывает себя тонким аналитиком прежде всего женского коварства и непостоянства, так пленяющих и одновременно бесящих мужчин. Оттого мимо «Свиданий в Париже» - пусть всего лишь собрания трех эскизов, а не полноценного фильма и трудно пройти не только фанату Ромера, но и любому синефилу, который всегда немного еще и франкофил в душе.