С топориком«Бал пожарных» стал последней работой знаменитого режиссёра Милоша Формана на своей родине в Чехословакии. И так имевшего предложения и желание покинуть эту землю в поисках земли более плодородной, режиссёра в буквальном смысле «запретили» из-за создания сего фильма, чересчур порочившего уклады чешской жизни, демонстрирующего население недалёким, а пожарную службу и вовсе ненормальной. Как и многим славянским народностям, ирония и абсурдность действия были незнакомы чехословакам. Однако история всегда честна — пусть «Бал пожарных» остался непонятым в своё время и на своей территории, в настоящее время он выглядит настоящим алмазом в коллекции сатирических произведений.
Царство абсурда имеет власть в ленте в каждом кадре, хотя и ленту зачастую обвиняют в низком качестве этого жанра. Как ни крути, эти визуальные пессимистические забавы — лучшее отображение тёмной сатиры, однако, не принижающей человека, а видящей в нём жертву общества и своей натуры. Здесь верховенствует хаос с самого начала, когда экспрессивные или наоборот оцепеневшие пожарные начинают разгонять вечер к своему апофеозу. Один целуется прямо под столом с подарками, у второго из-под носа крадут победные призы для лотереи, а выставленная им на охрану жена ничем не стремиться ему помочь. Всем скопом они ищут девушек для конкурса красоты, однако мало того, что к своему возрасту понимают неповторимость вкусов, так ещё и девушки не согласны принимать в этом конкурсе участие. Да и позолоченный топорик, что приготовлен в подарок на день рождения шефа, требует, чтобы им как можно сильнее размахнулись и положили обратно в праздничную упаковку.
Используя длинные сатирические сцены по большей части в одной локации Милош Форман представляет зрителю театрализованное представление, с яркими образами и общим броуновским движением. Нельзя сказать, что это выдумка. Фильм представляется как некое нарочное искажение реальности, гипертрофированность глупости и строя, в котором Форману пришлось жить. И малейшее право выбора и свободы разрушает его — не случайно, что здесь подарки исчезают со скоростью кадра, а нескладная девушка в одном купальнике гораздо привлекательнее даже симпатичных в одежде.
Задействовав в своей ленте настоящих пожарных, которые снимались между службой, Форман приблизил свою абсурдную энциклопедию к состоянию прогноза общества — «смотрите, как будет, или оставайтесь такими же». В каком-то смысле её можно назвать радикальной, однако в настоящее время она поражает своей невинностью. Особенно легко увидеть в фильме своё общество будет и для российского зрителя, однако, как полувеком ранее сделали его сородичи, он вряд ли это признает.