Густо-чёрный юмор на фоне абсурдаВ честь празднования 86-го дня рождения капитана пожарной команды, его подопечные готовят пышный бал. Приготавливают подарки, делают поздравительные растяжки, делают сюрпризы и последующий конкурс красоты. Ему собираются преподнести подарок, что в прологе очень комично обсуждается. Далее, собственно на балу, организаторы замечают, что начинают пропадать подарки и угощения. Сначала зельц, затем булка хлеба, далее пропадает торт, несколько подарков и т. д. В самый разгар веселья и проводимого конкурса красоты раздаётся сирена — в ближайшем доме пожар. Однако из-за сутолоки, суматохи и вообще от плохой организованности, дом сгорает до тла…
Фильм лаконичен и краток как хорошо рассказанный остроумный анекдот.
На самом деле пользователь
Tommy2415 так замечательно всё рассказал про фильм, что мне остаётся лишь кое-что добавить и уточнить.
Заручившись поддержкой известнейшего европейского продюсера Карло Понти, молодой талантливый чех Милош Форман приступил к съёмкам истории, которую он случайно подглядел на праздненстве в реальной пожарной части. На фоне «Пражской Весны» ещё более едкой виделась «насмешка» режиссера, от которой, повторюсь, он открещивается.
На самом деле Форман и по сей день утверждает, что он просто решил снять фарсовую историю с элементами абсурда. Что он не подразумевал показать в картине аллюзию на высшее руководство Чехословакии. Тем не менее партийные деятели были крайне недовольны ещё и на почве того факта, что за год-полтора до выхода этого фильма, был крупный коррупционный скандал с одним из министров — Новотным — в Чехословакии, который, как оказалось, нещадно воровал из своего же ведомства. И подозрительное «начальство» конечно тут же обозвало крамольную поделку режиссера — антинациональной. И когда фильм практически был готов — упомянутое руководство выразило своё крайнее неудовлетворение и продюсер Карло Понти моментально забрал свои деньги из проекта, «вычеркнул» своё имя из титров и полностью «открестился» от его создания. И если бы не режиссеры Клод Берри и Франсуа Трюффо — возможно и лежать этому фильму «на полке» и по сей день.
Фильм смотрится как хороший спектакль в театре драмы. Сцены длинные, но запоминающиеся надолго. Персонажи яркие и выписанные. Мне лично увиделось непосредственное влияние итальянского «неореализма». Здесь это всё просто на просвет: полупрофессиональные и непрофессиональные актёры, чёткий сюжет, «документальная» манера съёмки и камерность повествования.
По-своему, конечно, фильм зол, едок и очень жесток. По большому счёту и смеяться-то тут не над чем. Однако не зная самых последних сцен фильма, смотришь его как чреду бесконечных гэгов и шуток. Собственно все европейские работы Формана достаточно жёстки по своей сути. Мне данная история напомнила не менее крамольное, хотя не запрещенное выступление Аркадия Райкина, высмеивающего бесконечную бюрократию. Дело происходило во время пожара на даче и хозяин звонил в «01», а те запросили документы из страховой компании и две фотокарточки.
Фильм по-своему прекрасен и уникален. Настолько яркого синтеза абсурда, густо-чёрного юмора и жестоких ситуаций я не видел более ни в одном кино.
9 из 10