Серьезная комедия«В пожарном отделении города Врхлабы служили добровольцы. В основном они работали на заводе. На танцы они пришли, чтобы хорошо провести время, и веселились от души. Они организовали конкурс красоты для своих дочек. Они провели лотерею. Они пили, и спорили с женами, и вообще были самими собой», — так вспоминал работу над фильмом словацкий режиссер Милош Форман в своей книге «Круговорот». Вот из такой, казалось бы, простенькой фабулы родился один из лучших фильмов чехословацкой «Новой волны» и одна из классических «серьезных» комедий.
Форману помогли не только итальянские деньги продюсера Карло Понтии, но и идеи итальянских неореалистов. Актерами были пожарные-добровольцы, которые, отработав полную смену на заводе, к вечеру приходили на съемочную площадку. Они работали без сценария, руководствуясь лишь подсказками режиссера. Так продолжалось «семь немыслимых недель». И так появилась одна из важнейших и принципиальных особенностей «Бала пожарных» — полная натуральность происходящего.
Из всего, что задумали сделать на бале пожарные, качественно получилось лишь одно — пьянка. Все остальные начинания будут загублены поголовным воровством, старческим маразмом, забитостью местного населения, сластолюбием и формализмом. Фильм был назван «антисоциалистическим» и стал, по образному выражению Милоша Формана, его «каравеллой в Америку».
Кстати, говорят, что картина так понравилась Федерико Феллини, что он решил процитировать одну из сцен (любовное свидание под праздничным столом) в своей «Репетиции оркестра».
9 из 10