Увидеть море и умеретьСаша, молодая мама, и ее маленькая дочка, проводят лето на берегу моря, поселившись в отдельно стоящем коттедже. Со дня на день Саша ожидает приезда мужа. Меж тем на лужайке рядом с домом разбивает палатку некая загадочная особа по имени Татьяна. И хотя формального повода для ссоры нет, едва уловимое напряжение начинает нарастать день ото дня.
Тем не менее, молодая мама, сильно страдающая от дефицита общения, предпочитает не обращать внимания на нехорошее предчувствие и разные предостерегающие знаки, и идет на контакт с незнакомкой, рискуя, в конечном счете, не только своей жизнью, но и жизнью ребенка…
Незваная гостья, исполняемая Мариной де Ван, при каждом новом появлении создает вокруг себя всё более наэлектризованное поле. В итоге зритель начинает переживать ничуть не меньше хозяйки дома. Опасения и самые нехорошие предчувствия усиливаются с каждой минутой, однако до поры не находят никакого прямого подтверждения.
Переломной становится сцена в туалетной комнате. Сходив по нужде, гостья решает навести после себя чистоту и использует в качестве унитазного ёжика зубную щетку хозяйки. Наведя порядок, Татьяна, как ни в чем не бывало, кладет щетку на место. Следующий кадр: Саша чистит зубы. Этой самой щеткой. Рвотный рефлекс будет вполне адекватной реакцией зрителей на происходящее, и вместе с тем станет последним предупреждением перед ужасающей развязкой…
Уже в первых своих коротких киноопытах Франсуа Озон проявил себя как вполне сложившийся мастер. Его дебютные работы, выпущенные в России в одной программе под названием «Нарцисс у кромки лета», не выглядят ущербными на фоне его последующих полнометражных лент. Не смотрятся формалистскими упражнениями со стилем или жанром, что часто бывает характерно для начинающих авторов, а являются вполне зрелыми произведениями. Больше того, среднеметражный фильм «Увидеть море» (1997), снятый после двух короткометражек — «Маленькая смерть» (1995) и «Летнее платье» (1996), некоторые озоноведы считают лучшей работой режиссера…
«Увидеть море» обозначил вектор одной из ключевых озоновских тем — «эротика-смерть», и предвосхитил появление самого шокирующего фильма следующего сезона — «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Однако в дальнейшем Озон предпочел не вступать в заочное соперничество с австрийским шокменом, довольно быстро обуржуазился и пошёл по стопам своего соотечественника Клода Шаброля, вываливая в каждом новом фильме кучу скелетов из темных шкафов своих героев.