Экранизации 1967 и 2006Из всех экранизаций романа Герой нашего времени лучшей считаю работу Ростоцкого 1965 года. Я увидел ее уже в 2000-х. Это удачнейшее соответствие с романом Лермонтова и его временем.
Лучшие образы на экране, как и сами эти люди у Лермонтова, это Максим Максимыч и юная Бэла. По возрасту близкий к отставке офицер, прошедший службу в провинциальных гарнизонах от низших чинов до по-видимому майора и дослуживающий на Кавказе свою трудную военную службу. Умудренный опытом человек, много повидавший, добрый, отзывчивый, сердечный, простой. И юная черкешенка Бэла (как бы нарисовал ее Коро?), неповторимая Бэла, грациозная Бэла! Создает же такую чистоту природа однажды, без притворства, без фальши. Такие люди, они верны и стойки, они сильны, такие умирают, но не сдаются.
И только потом, уступающий двум первым, может рассматриваться светский красавец Печорин актера Ивашова, человек совсем не без ума, думающий, тонко чувствующий, неплохой психолог, понимающий людей, презирающий свет, но законченный пленник его условностей, этикета, предписаний поведения, чести, беглец, от чего ему не убежать. Первые двое красивей и сильней его своей естественностью, простотой, стойкостью, верностью. Встреча с Бэлой это лучшее переживание Печорина! И в книге, и в фильме, замечательная пара, великолепная сильная Бэла и Печорин, будь он чуть сильнее!
Потом появилась экранизация 2006 года. Все в ней хорошо, массовка, офицеры, но Печорин, о Печорин, по сравнению с Печориным Ивашова, Печорин актера Петренко, простите меня грешного, это сущий босяк! Это не его роль! Кстати, лучший образ в экранизации 2006 года это Грушницкий, молодой позер, мальчишка, глупости в голове, но он получил приличное воспитание, и в нем в последний роковой момент проснулся нормальный человек, которым он с годами бы стал, но — не судьба. А умер с честью.
Мать княжны Мэри, муж Веры 1965 года значительно удачнее матери и мужа 2006 года. Остальные герои сравнимы. Но босяк, ох босяк, это досаднейшая неудача 2006 года!
Как-то я шел летом от Таганского метро к иностранной библиотеке. И вдруг у больницы Медсантруд вижу киномассовку, казаки с пиками на лошадях, и на проезжей части улицы киношный народ, киносъемочная аппаратура на тележках, а сбоку в белой кепчонке сидит великий Бондарчук, и я понимаю, что идут съемки его 10-серийного фильма Тихий Дон. Был перерыв. Я осмелился подойти, поздоровался, испросил разрешения обратиться к нему и сказал, что его Война и мир непревзойденна. Бондарчук засмеялся: «Ну, спасибо!», а я продолжал, что его фильм Война и мир так же непревзойден, как трехсерийная экранизация Тихого Дона Герасимова. Бондарчук весело захохотал, и мы раскланялись. То же самое я сказал бы об экранизациях Героя нашего времени 1965 и 2006 года.